Андрей Кончаловский: «В связи с обстоятельствами в моей жизни не могу быть с вами»
4 марта состоялся торжественный обед членов Российской академии кинематографических искусств. Перед тем как сесть за столы, торжественно огласили то, ради чего собрались, — номинантов Национальной кинопремии «Ника» по итогам 2013 года. Президент киноакадемии Андрей Кончаловский не приехал, прислал письмо: «В связи с обстоятельствами в моей жизни не могу быть с вами». В нем он попросил, чтобы академики отмечали не только апробированные фильмы, и подкрепил свое обращение цитатой из Годара: «Если хороший фильм имеет успех у публики, значит, она его не поняла». Пообещал, что на церемонии вручения, которая пройдет 1 апреля в Театре оперетты, будет.
Назвали и первых лауреатов 27-й церемонии вручения старейшей кинопремии страны. Самая почетная — «Честь и достоинство» — Владимиру Зельдину, которому через 8 месяцев исполняется 100 лет, а впервые он снялся в 1941 году. «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» впервые будет награжден не конкретный человек, а ВГИК, который отмечает 95-летие. Эта информация вызвала неоднозначную реакцию в зале. В частности, кинорежиссер Валерий Лонской сказал: «26 лет мы не вручали организациям и почему вдруг решили это сделать?» Спецприз Совета академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» — фильму «Оттепель» Валерия Тодоровского.
Перед обедом пришедшие киноакадемики (а всего их 615, причем живущих не только в России, но и за ее пределами) опустили в урны для голосования листочки со своим выбором среди номинантов. Остальные проголосуют позже.
В номинацию «Лучший игровой фильм» из 42 заявленных в первом туре картин прошло пять: «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Горько!» Жоры Крыжовникова, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Метро» Антона Мегердичева и «Сталинград» Федора Бондарчука. Интересно, что в этом списке только две картины — «Географ глобус пропил» и «Долгая счастливая жизнь» — сделаны при поддержке государства. Рекордсмен по числу наград на альтернативной премии «Золотой орел» фильм Николая Лебедева «Легенда №17» студией-производителем «ТРИТЭ» Никиты Михалкова на соискание не выдвигался, поэтому рассматривать его в качестве номинанта не могли.
Главную номинацию «Ники» только отчасти дублирует режиссерская, куда попали Федор Бондарчук, Александр Велединский и Борис Хлебников, а также Юрий Быков со своим жестким «Майором». Равное количество номинаций набрали «Географ глобус пропил» и «Сталинград» — по семь. «Географ...» помимо вышеназванных претендует еще и на «Лучшую сценарную работу» (Велединский при участии Рауфа Кубаева и Валерия Тодоровского), «Лучшую музыку к фильму» (Алексей П. Зубарев), роли — лучшие мужскую (Константин Хабенский), женскую (Елена Лядова) и мужскую второго плана (Александр Робак) и «Открытие года» (актриса Анфиса Черных, сыгравшая роль второго плана). «Сталинград» представлен прекрасным немецким актером Томасом Кречманом — исполнителем роли второго плана, оператором Максимом Осадчим, художником-постановщиком Сергеем Ивановым, художником по костюмам Татьяной Патрахальцевой, звукорежиссером Ростиславом Алимовым, которому предстоит состязаться с самим собой в «Метро».
Комедию «Горько!» хоть и превознесли до небес, тем не менее «прокатили»: как на ранее прошедших «Золотом орле» и «Белом слоне», вручаемом киноведами и критиками, так и теперь — режиссер Жора Крыжовников помимо главной номинации лично фигурирует только в «Открытии года». У одной из лучших картин минувшего года «Долгая счастливая жизнь» — три номинации («Лучший сценарий» — Александр Родионов и Борис Хлебников и две вышеназванные). «Метро» тоже представлено трижды (еще и в «Лучшей операторской работе» (Сергей Астахов и Сергей Шульц). Разнообразия однородному списку добавляет «Роль» (сценарий Константина Лопушанского и Павла Финна, музыка Андрея Сигле, работа художника Елены Жуковой, «Лучшая мужская роль» — Максим Суханов). «Интимные места» взяли женскими ролями — первого и второго плана — актрисы Юлия Ауг и Олеся Судзиловская. А режиссеры фильма, не сходящего с языка, Наталья Меркулова и Алексей Чупов, могут быть признаны «Открытием года». Пожалуй, самая яркая картина года «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой представлена жидковато: только в номинации «Лучшая мужская роль» — отличная работа Евгения Ткачука. Совершенно незаслуженно вылетели из списка «Стыд» Юсупа Разыкова и «Она» Ларисы Садиловой, имевшие успех на внутренних и мировых кинофестивалях. Удивительно, что в номинацию «Лучшая женская роль» попала Наталья Фатеева с картиной «Летящие по ветру листья» по книге Приставкина, которую мало кто видел. Тут уж сработал авторитет актрисы, как это в основном и происходит на таких голосованиях, когда академики в массе своей ничего не смотрят, но мнение высказывают.
В номинации «Лучший неигровой фильм» представлено три картины: черно-белая «Кровь» Алины Рудницкой, на примере передвижной станции переливания крови рассказавшая о жизни страны; «Кто такой этот Кустурица?» Натальи Гугуевой — портрет кинорежиссера Эмира Кустурицы, вынужденного покинуть отчий дом, когда его многострадальная родина была залита кровью (сегодня это смотрится совершенно по-особому), и «Труба» Виталия Манского (единственная здесь снята при поддержке государства) о газопроводе, протянувшемся через всю страну в Европу. В анимационной секции соревнуются не сопоставимые по масштабу работы: полнометражная «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелия и Татьяны Ильиной и крошечные «Обида» Анны Будановой и «Моя мама — самолет» Юлии Ароновой.
Особенность «Ники» — наличие отдельной номинации фильмов стран СНГ и Балтии. На этот раз тут четыре картины: «Капитализм на поперечной улице» Иварса Селецкиса из Латвии, киргизская «Страсть» Темира Бирназарова, украинская «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева — первый фильм крымских татар, зазвучавший по-новому в свете происходящих событий, казахстанский «Шал» Ермека Турсунова и литовская «Экскурсантка» Аудрюса Юзенаса.