В Сочи открылся юбилейный 25-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр».
И в этом году он снова сделал в большей степени ставку на молодые, а значит, неизвестные широким массам лица. На тех режиссеров, кто только начинает свой путь в кино. Но первую награду фестиваля вручили мэтру, кинорежиссеру Александру Сокурову. С формулировкой: «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и за гражданскую и человеческую позицию». Мы поговорили с Александром Николаевичем за несколько минут до церемонии открытия.
«Кинотавр»-2014: с матом и без фото: Геннадий Авраменко Актер Владимир Мишуков и режиссер Михаил Довженко подошли к церемонии нестандартно. — Вы титулованный человек. Что вам очередная награда?
— Я испытываю благодарность к своим соотечественникам и коллегам, которые обратили внимание на то, что мы работаем, что мы еще живы, мы есть. Значит, кто-то смотрит фильмы, которые мы делаем. Сейчас-то и показывать их негде. Может быть, эта награда повлечет за собой интерес к нашему кино и возможность его где-то показать. Две мои студентки из Нальчика участвуют в конкурсе короткого метра. Они заканчивают четвертый курс. В короткометражном конкурсе участвует и картина нашего фонда, который мы недавно открыли. Это «Некролог» Марины Потаповой. Так что у нас здесь первостепенны даже не мои события, а моих учеников.
— Студенты вашей мастерской в Кабардино-Балкарском университете учатся на коммерческой основе?
— Все курсы в творческих вузах должны быть некоммерческими. Но там есть не только бюджетные места, но, к сожалению, и платные. Это большая проблема, потому что ребятам нечем платить за учебу.
— Когда вы закончите свой фильм о Лувре? Слышала, что это сложный проект и он тяжело идет.
— Надеюсь, что осенью сдадим наш фильм. Там много исторических и политических проблем. Это большая картина о европейском мире, о взаимоотношениях внутри Европы. Она снята и уже смонтирована. Готовимся к перезаписи и актерскому озвучанию. Будем делать запись оркестра, пройдем всю цепочку, которая требуется в данном случае. Кстати, картина игровая с участием актеров. Но не забегайте вперед.
А уже со сцены мы услышали от Сокурова, не только как режиссера с мировым именем, но и историка по образованию, о том, что настоящее — это рефлексия и физиология, и только прошлое делает из нас человека. И о том, что «прошлое — мой наставник и учитель. И мой палач».
— Оказавшись на берегу моря, сразу понимаешь, что такое свобода, — сказал режиссер со сцены. — Сколько людей в нашем Отечестве этой свободы лишены, пребывают в тюрьмах. Кто-то из них грешен и ответит перед Богом. Кто-то противопоставляет свое представление о том, какой должна быть страна, и это не совпадает с мнением государства. Кто-то борется за культуру. Знаете ли вы, что в тюрьмах России сидят в основном молодые люди? «Кинотавр» будет показывать молодое кино. Главная ценность российской жизни — демократия. Была, есть и останется. Всегда будут люди, которые будут отстаивать интересы культуры и демократии в стране, которая не совсем здорова. Нашему обществу я пожелал бы быть добросердечнее и жалостливее. Если бы я мог обратиться к президенту, то я бы сказал ему: «Господин Президент, отпустите всех на волю».
О том, как будет работать жюри главного конкурса, рассказал его президент — недавний лауреат Каннского кинофестиваля Андрей Звягинцев:
— Чего ждут от жюри? Объективности, честности, непредвзятости и прямоты. Будем ли мы биться за наши решения? Думаю, нет. Достаточно посмотреть на лица членов жюри. Мы будем выбирать сердцем тех, кто чувствует время и сообщает нам о нем.
«Кинотавр». Будущее российского кино» — такие слова украшали экран в день открытия фестиваля. А уже на следующий день показали первые работы молодых. Две из них успели поучаствовать в 43-м Роттердамском кинофестивале зимой этого года. «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой тогда вошел в главный конкурс, и вот теперь его увидели в Сочи. Наташа — ученица Марины Разбежкиной, снимала документальное кино, работала с Валерией Гай Германикой на сериале «Школа». Когда-то Разбежкина дала ученикам задание — снять фильм на производстве. Студенты обивали пороги предприятий, куда их не пускали. Наталья отправилась в Норильск на металлургическое производство и показала жизнь промышленного северного города такой, какой увидела. Норильск и его окрестности, при всей своей непривлекательности, свойственной многим индустриальным центрам, сняты на редкость красиво: антрацитовые дали, серебристо-серый воздух, графичные контуры строений и труб. Раскаленный металлургический цех выглядит эффектно. Документальный опыт Наталье Мещаниновой пригодился. Главная героиня ее фильма — 17-летняя Света — выделяется среди друзей. Она из обеспеченной семьи с вполне интеллигентным отцом и матерью-актрисой (пару они, правда, составляют странную). Этой милой девушке с нимбом пушистых волос жизнь в родном городе не мила. Свете хочется к теплому морю, куда уехал ее парень, перенесший ампутацию обмороженных пальцев ног. Ему как будто все равно — приедет она или нет. «Ну, мутили мы с тобой», — так определит он их отношения. Молодежь выезжает на пикники, ругается матом и пьет. Как везде. Завершится все жутковато.
Картина «Еще один год» Оксаны Бычковой отмечена призом жюри любителей кино в том же Роттердаме. Это ремейк фильма «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова 1979 года, снятого по пьесе Александра Володина, с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым в главных ролях. Это третья картина Оксаны Бычковой после «Питер FM» и «Плюс один». Руководство Госфильмофонда РФ искало режиссера, готового снять ремейк фильмов с «Любимыми не расставайтесь» и «Вам и не снилось». Оксана выбрала первый. Как рассказывает сама Оксана, у Павла Арсенова фильм более поэтичный, а новая версия жестче, не такая красивая и лирическая. От первоисточника ушли далеко, а события перенесли в наши дни. Главные роли сыграли Алексей Филимонов и Надежда Лумпова. Жесткое условие продюсеров в лице Госфильмофонда — чистота речи, никакого мата в диалогах.
Володин как таковой авторов нового фильма, куда входила в качестве одного из авторов сценария и Наталья Мещанинова, не особенно волновал. Хотели даже отказаться от развода, больницы, которая присутствует в его пьесе. И саму речь хотели сделать натуральной, наполнить современным сленгом. Не вышло. И вот теперь первое, что приятно поражает в этом фильме, — ни одного нецензурного слова. И никто ничего не потерял от этого. Герои живут в современном мире, им приходится рассчитывать только на себя. Они любят друг друга как могут, но при этом не умеют беречь свои чувства.