Режиссеры вспоминают Жанну Фриске

Карьера Жанны Фриске в кино началась с эпизодической роли ведьмы Алисы в знаковом фэнтези Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор».

Ее героиня — помощница (и впоследствии любовница) главы темных сил Завулона (Виктор Вержбицкий). Но по-настоящему ее драматический талант раскрылся во второй части, «Дневной дозор».

Влюбившись в простого вампира по имени Костя (Алексей Чадов), который не хочет следовать примеру отца и пить человеческую кровь, Алиса нарушила установленный порядок, поставив под удар и его жизнь, и свою. Образ Алисы зеркален характеру Егора (Дмитрий Мартынов), сына Антона Городецкого (Константин Хабенский).

Тот, родившись иным, в финале первой части выбрал сторону зла. Алиса же, наоборот, будучи прирожденной ведьмой, готова отдать палец на отсечение, лишь бы порвать с темной стороной силы. Ее обособленность — уже Жанны Фриске, а не сыгранного ею персонажа — подчеркивается финальной сценой бойни прямо во время банкета, в которой волей режиссера звезды шоу-бизнеса превращаются в обычных вурдалаков. Все, кроме Фриске. Ее героиня в этот момент снова и снова при помощи магического мела судьбы пытается оживить любимого, не понимая, что ей нечего исправлять в своей жизни, так как она «ни в чем не виновата».

Сейчас кажется странным, но после настолько заметного дебюта режиссеры не завалили Жанну предложениями. Наоборот, следующей роли пришлось ждать пять лет. Ей стало харизматичное, уже хрестоматийное сегодня появление Фриске в комедии Дмитрия Дьяченко по мотивам одноименного спектакля «Квартета И» «О чем говорят мужчины». По сюжету Жанна — воплощение самого понятия мечты — появлялась на пороге самого обычного, но женатого мужчины с нескромным предложением и кипятильником в руке.

Можно сказать, что Жанна сыграла саму себя, но в этой роли есть один важный нюанс, — рассказывает режиссер. — Она признается в любви простому бухгалтеру, а он ей решительно отказывает. То есть, по сути, играет проигравшую женщину. Нужно иметь мужество и самоиронию, чтобы, будучи очень известным человеком, сделать нечто подобное на экране.

Но Жанна сама была из Одессы, она прекрасно чувствовала природу юмора и быстро нашла общий язык с ребятами из «Квартета И», хотя на съемках этот эпизод получился не сразу. По сценарию ей надо было смотреть на своего партнера абсолютно чистым взглядом и искренне признаться ему в любви. А это уже — актерская задача.

Я запомнил ее как очень позитивного, внимательного и открытого человека. В отличие от многих звезд, которые зацикливаются на том, какой у них стул или какую воду принесли в перерыве. Жанна всегда легко переключала внимание на самого простого человека, далекого от богемы. Внимательно слушала мои указания. Ей было наплевать, что мы снимаем в грязи и в жару, а она в платочке и в плаще, застегнутом на все пуговицы.

Тот сексуальный образ, который закрепился за Жанной, — это только одна из частей ее натуры. Я видел, как она трепетно относилась к детям, еще до того, как родила сына. Как с ними нянчилась, сюсюкалась. Это было удивительно, насколько она оказалась человеком домашним, милым и нежным, в котором никак нельзя было увидеть напыщенную звезду.

У нас она сыграла небольшую роль, но потом я увидел Жанну в фильме моего друга Клима Шипенко, где у нее было много сцен. Я был удивлен: как же так, она не занимается этим каждый день и так успешно справилась с ролью на экране. А ведь актерство — как игра на музыкальном инструменте, в нем надо тренироваться каждый день.

Думаю, эти две ипостаси — как ее сексуальность, так и стремление к драматическому образу — в ней гармонично сочетались. Наверное, поэтому к ней так хорошо относились самые простые люди. Невозможно стать настолько популярной на всю страну и не быть при этом эмоционально чистой, отзывчивой, нараспашку.

Фильм, о котором упоминает Дмитрий, — психологическая драма «Кто я?». Его главный герой в исполнении Александра Яценко страдает сложной формой амнезии и в какой-то момент просто придумывает себе романтическую связь со звездой эстрады, которую увидел на одной из обложек глянцевых журналов. Этот не смутный, а вполне явный объект желания (на этот раз не комедийный, а драматичный) и сыграла Фриске.

— Она органичная, красивая — и попросту звезда, узнаваемая всеми, которая легко могла появиться на обложках любых журналов, в том числе и в провинции (действие фильма происходит в Севастополе. — Н.К.), — вспоминает Клим Шипенко. — Жанне очень хотелось это сыграть, и у нее получалось. Все шло от ее желания этим заниматься. Я сказал, что нам нужно будет репетировать и посвятить этому месяц. Она ответила: я готова. И отложила на это время свою эстрадную деятельность.

Сейчас, когда думаешь о ней, в голове мелькает много приятных воспоминаний и ни одного плохого. Что странно, потому что, когда дело касается кино, ему сопутствуют и столкновения, и споры, но с Жанной даже минимальных проблем не было. Ни обид, ни капризов.

Наоборот, я видел перед собой человека, который захотел что-то новое сделать с собой — например, сняться в драматической роли — и полностью посвятил себя этому. Она смотрела и читала все, что я ей советовал, репетировала со мной не только текст сценария, но и несколько сцен из пьесы Нила Саймона, чтобы почувствовать себя увереннее в роли актрисы. Потом приехала на съемки, где жила и работала ровно столько, сколько было нужно. Готовила нам салаты в выходные дни, чем абсолютно поразила всех. Своей простотой, душевностью и доступностью.

Думаю, она могла бы быть актрисой не хуже многих.

Ее все видели в качестве секс-бомбы, такой эстрадной звезды, а на самом деле у нее и грусти много было, и глубины, и она была готова c этим работать, этим делиться. У нее был большой актерский потенциал, что в комбинации с внешностью могло подойти многим режиссерам. Но они мало смотрели в ее сторону.

Никита Карцев, Московский Комсомолец