Министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что Турция в отношении предполагаемого подводного трубопровода, по которому природный газ будет подаваться в Европу в обход Украины, будет продолжать придерживаться условий соглашения с Россией 2009 года.
Планируется, что Южный поток, контролируемый российским Газпромом и итальянским Eni, будет переносить природный газ под Черным морем в Болгарию и дальше в Европу через Италию и Австрию.
В эксклюзивном интервью для «Today’s Zaman» Йылдыз подтвердил позицию Турции по поводу проекта создания трубопровода «Южный поток» стоимостью 21,5 миллиардов долларов, сказав, что с турецкой стороны ничего не изменилось. Он отметил: «Мы все еще ждем результатов исследований влияния трубопровода на окружающую среду, а также результатов исследований осуществимости проекта Южный поток, для того, чтобы проверить, удовлетворяются ли требования Турции по этим вопросам. Если да, то мы без дальнейших вопросов одобрим проект».
Йылдыз, являющийся в то же время и сопредседателем Турецко-русской объединенной экономической комиссии, подчеркнул, что отношения с Россией никогда не были такими дружественными и конструктивными, как сейчас.
Опровергая утверждения о размолвке по поводу конкурирующих проектов трубопровода, он сказал: «Мы очень тесно работаем с нашими российскими партнерами над развитием наших общих экономических интересов».
На прошлой неделе премьер-министр России Владимир Путин проехал по столицам Восточной и Центральной Европы, чтобы обезопасить транзитные соглашения по проекту трубопровода Южный поток и попытаться уменьшить беспокойство по поводу будущего Южного потока. Он также сказал, что он не ожидает никакого противодействия со стороны Турции по поводу предполагаемого трубопровода, который пройдет по турецким территориальным водам.
Турция все еще не дала официального одобрения трубопроводу и ждет результатов исследований его влияния на окружающую среду. Южный поток будет переносить около 63 биллионов кубометров газа, когда он откроется в 2015 году.
Турция – партнер по проекту Nabucco («Набукко»), спонсируемому Евросоюзом и оценивающемуся в 10,8 биллионов долларов, который к тому же является конкурентом Южного потока; этот проект имеет своей целью перевозить в Европу газ из Каспия и со Среднего Востока. Во время интервью Йылдыз отверг идею о том, что проекты трубопроводов конкурируют друг с другом, но сказал, что это вполне нормально, чтобы существовали разные предложения по созданию трубопровода для поставки природного газа в Европу. Он объяснил: «Главная идея в том, чтобы транспортировать газ на европейские рынки, которые нуждаются в таких поставках. Оба трубопровода имеют европейских партнеров. С такими большими проектами, как эти, всегда возникает множество проблем. Это случилось с конструированием нефтяного трубопровода Баку-Джейхан. Это естественно».
Турция обеспечила поддержку обоим проектам, надеясь, с одной стороны, упрочить свою позицию в качестве энергетического узла для Запада, а с другой, гарантировать внутреннее снабжение поставками из различных источников.
Йылдыз также заявил, что ведутся переговоры о продлении текущего контракта на 6 биллионов кубометров российского газа ежегодно. Срок действия этого контракта должен закончиться в 2012 году. Он сообщил, что турецкое правительство предпочитает перевести часть контракта на частные компании. Он заметил: «Иногда частные компании могли удерживать более низкие цены на природный газ, чем государственная компания BOTAŞ. Мы хотим, чтобы [частные компании] также имели возможность работать с рынком природного газа».
Разрабатывая ядерную энергетику
Министр энергетики также подчеркнул, что правительство по-прежнему намеревается приступить к осуществлению предложенного плана по созданию первого турецкого ядерного завода за 20 биллионов долларов. Завод будет построен Россией в южной провинции Мерсин, на побережье Средиземного моря. До сих пор ведутся переговоры о схожей сделке с Японией: планируется создать второй ядерный завод рядом с Синопом на Черном море. Правительство также озвучило свои планы по третьему проекту электростанции, но место еще не определено.
Йылдыз сказал, что они оценят меры безопасности в свете катастрофы на «Фукусима-Даичи» в Японии, он пояснил: «Мы намерены построить ядерные энергетические станции для того, чтобы диверсифицировать портфель нашей энергетики и удовлетворить растущий спрос на электроэнергию. Если все АЭС в мире (а их около 442) прекратят функционировать, то мы тоже охотно откажемся от своих ядерных электростанций». Он заметил, что после аварии в Чернобыле в мире было построено около 140 ядерных электростанций.
Министр энергетики также сказал, что правительство решительно пересмотрит результаты исследований по месторасположению будущих АЭС с точки зрения того, будут ли они подвержены действию землетрясений. Он подчеркнул: «АЭС в Мерсине будет построена в 100 километрах от линии геологического разлома. Мы убедимся, что здание станции достаточно прочное, чтобы выдержать повреждения от землетрясения, падения самолета или действий террористов». Йылдыз отметил, что правительство планирует иметь три ядерных станции с 12 блоками к 2023 году, когда Турция будет отмечать столетие основания республики.
Йылдыз заявил, что он понимает, с какими трудностями столкнулась Япония в результате аварии на АЭС «Фукусима» и что по этой причине переговоры, в настоящее время ведущиеся между Турцией и Японией, придется отложить. Выражая соболезнования по поводу смертей в Японии, он отметил: «По телевизору я вижу людей, с которыми я говорил во время моего визита в Японию, они пытаются разобраться с последствиями кризиса. Мы дадим им время, а потом мы планируем возобновить переговоры».
На вопрос о том, что будет происходить с ядерными отходами, произведенными на электростанциях, и о месте их захоронения, Йылдыз ответил, что российская компания может захоронить их заграницей: «Электростанция выделяет только 6 процентов электроэнергии в использованное топливо. Подрядчик несет ответственность за отработанное топливо, и он может решить, экспортировать ли его заграницу для хранения или выгодно использовать его, применяя новые технологии».