Хюсейн Озкая, занявший должность генерального директора HSBC в России, сравнил турецкий и российский банковский бизнес и высказал свои мысли по поводу будущего российской экономики. Отвечая на вопросы информационного агентства Cihan, Озкая заявил, что HSBC вынуждена прекратить работу с физическими лицами, а также сообщил о целях HSBC в России.
Озкая, родившийся в 1962 году в Тарсусе, после окончания американского тарсусского лицея и Технического университета Стамбула получил в Америке степень MBA и около года проработал в Англии в HSBC. Озкая, который с 1991 года по сей день занимал разные должности в структуре HSBC, в 1995 году стал ответственным заместителем генерального директора HSBC по корпоративному и торговому банковскому делу в Турции. Турецкий банкир, принимавший участие в покупке Demirbank у турецкого депозитного фонда (TMSF) в 2001 году, рассказывает, что из заштатного банка с пятью филиалами он вырос и превратился в солидный банк, увеличив количество своих филиалов сначала до 160, а потом – до более чем 330.
Акцентируя внимание на том, что всего через 10 дней после 11 сентября 2001 года HSBC купил Demirbank и всячески стремился способствовать его росту, Озкая заявил: «В те тяжелые времена это было важно как проявление доверия к Турции. Заплатив TMSF 250 миллионов долларов, мы приняли руководство сетью филиалов Demirbank и его служащими. На данный момент HSBC в Турции обладает капиталом, составляющим более чем 10 миллиардов долларов. У нас более 3 миллионов клиентов и около 330 филиалов».
Отметив, что HSBC растет вместе с Турцией, турецкий банкир оценивает сложившуюся ситуацию следующим образом: «Это был первый шаг по вводу иностранного капитала. После нас пришли и другие. Это решение стало очень удачным для банка. Мы начали действовать в очень широкой сфере, с одной стороны, занимаясь индивидуальным и корпоративным банковским делом, а с другой, работая так же, как другие торговые и инвестиционные банки. Практика отсроченных платежей позволяет таким международным игрокам, как исламские банки, делать вклады в турецкую экономику. Так, общий объем финансирования за счет отсроченных платежей может поддерживать 10 процентов фондов, находящихся за рубежом. Таким образом, мы имеем возможность найти долгосрочные заграничные источники кредитования».
Российский банковский сектор в два раза больше турецкого
Озкая подчеркнул, что в Турции, если не считать времени глобального экономического кризиса, наступившего после 2001 года, произошел серьезный скачок. Вот что он сказал, сравнивая ситуацию в Турции и в России: «В плане финансов фирмы выросли и достигли размеров международных фирм. Турецкий банковский сектор составляет около 700 миллиардов долларов. Российский банковский сектор между тем составляет 1,1 триллион долларов. Однако с точки зрения предлагаемых услуг, управления банков, широты конкуренции и прибыльности Турция впереди. В Турции ни у одного банка нет доли в депозитах, превышающей 20 процентов. В России же только Сбербанк имеет долю в 50 процентов. Наиболее крупная шестерка банков владеет 65 процентами депозитов». Обращая внимание на то, что в России законодательная база, связанная с международным капиталом, все еще не устоялась, генеральный директор HSBC в России заметил, что более чем из тысячи российских банков только сто вовлечены в серьезный банковский бизнес, и лишь около 20 из них можно назвать действительно крупными банками.
Мы предпочли корпоративное и торговое финансирование
Озкая, напомнивший, что в России действуют только пять филиалов HSBC, и заявивший, что из них продолжат работу только центральный московский и санкт-петербургский филиалы, сказал: «Мы приняли решение о прекращении финансирования физических лиц. Для того, чтобы работать на площади в 18 миллионов квадратных километров, вам нужно увеличивать число филиалов. В таком положении мы предпочли финансированию физических лиц работу с крупными компаниями. В этой сфере, где наши шансы в конкурентной борьбе велики, мы смогли добиться серьезных результатов уже за последние четыре месяца».
Россия преодолела кризис
Говоря о том, что российская экономика оставила кризис позади и выросла в 2010 году примерно на 4 процента, турецкий банкир Озкая сделал прогноз о том, что в 2011 году российская экономика может не показать ожидаемого роста в 5-5,5 процента. Отметив, что в цифрах роста наблюдается отставание, сказал: «Депозитные ставки были подняты на 0,25 процента. Большего роста не ожидается. Ажиотаж вокруг роста немного опережает страх перед инфляцией. Если есть трудности с ростом экономики, и нет проблем с инфляцией, то процентные ставки понижают».
Напомнив, что инфляция в России достигает 9 процентов, а поэтому процентные ставки могут вырасти, турецкий банкир подчеркнул: «Повышение процентной ставки делается для того, чтобы контролировать инфляцию. Если вы это сделаете, то это отрицательно повлияет на рост. Потому что себестоимость капиталовложений вырастет».
Отмечая, что после проведенной модернизации российская экономика в ближайшие 5-10 лет станет одной из самых развитых экономик мира, Озкая заявил: «С точки зрения стратегических ресурсов, причем не только нефти и газа, но и воды с лесом, Россия обладает почти третью мировых запасов. К тому же, в последние два года уменьшается влияние кризиса. С развитием этого процесса интерес иностранного капитала к России возрастет».
Российские фирмы будут вкладывать в Турцию
Озкая рассказал, что в России есть ряд минусов, таких, как российская бюрократия и законы, которые совсем не поощряют иностранных инвесторов, а также пробелы в сфере услуг или недостаток опыта работы в банковской сфере. Он заметил: «Несмотря на все эти неблагоприятные условия, Россия меняется. Отчасти это заслуга президента страны, Дмитрия Медведева, ведь по его инициативе был предпринят ряд важных шагов. Я думаю, что опыт работы за рубежом у российских фирм увеличился. Ожидаются крупные вложения российского капитала в турецкую энергетику и банковский сектор».
Отмена виз как серьезный политический жест
Озкая подчеркнул, что Россия экспортирует товаров примерно на 350 миллиардов, а Турция – на 150 миллиардов долларов, в общем же они экспортируют товаров на 500 миллиардов долларов. Он считает, что ставить целью достижение суммарного объема торговли в 100 миллиардов долларов в течение пяти лет, слишком оптимистично: «Нужно смотреть на это с точки зрения аналитиков. Возможно, эта цель поставлена политиками… Между тем, отмену виз при въезде россиян в Турцию меньше, чем на месяц, нужно рассматривать как серьезный жест».