“Южный поток” уже не остановить | Акционеры газопровода подписали юридически обязывающий документ

В Сочи в рамках инвестиционного форума и в присутствии премьера Владимира Путина российский «Газпром», итальянская ENI, французская EdF и немецкая Wintershall подписали акционерное соглашение о строительстве магистрального газопровода «Южный поток» по дну Черного моря.

Цена трубы — от 15,5 млрд. евро до 25 млрд. Президенту Украины Виктору Януковичу маршрут не понравился.

«Южный поток», так же как и «Северный», в «Газпроме» придумали не от хорошей жизни. После одной из «газовых» войн с Украиной, случившейся в 2006 году, когда соседи бесплатно откачивали «голубое топливо» из экспортных газопроводов, проложенных по их территории еще в советское время, президент Владимир Путин выступил с идеей обойти несговорчивую страну-транзитера (ежегодная перевалка газа в страны ЕС достигает 120–140 млрд. кубов) по дну двух морей — Балтийского («Северный поток») и Черного («Южный). Первую ветку «Северного потока» Путин уже недавно запустил. Первую нитку «Южного» планируется сдать 30 декабря 2015 года. Всего по всем семи «северным» и «южным» трубопроводам можно транспортировать в Европу до 118 млрд. кубов (63 млрд. — через «Южный поток») начиная с 2018 года. То есть Украина может курить в одиночку.

Конечно, такой расклад ни одного украинского президента обрадовать не может. Не случайно в пятницу в Ялте на форуме Виктор Янукович предложил проложить «Южный поток» не по дну Черного моря, а через южноукраинские степи, что будет дешевле, по его подсчетам, раз в пять, если отталкиваться от цифры в 25 млрд. евро. «Газпром», конечно, поспешил отказаться от выгодного предложения, мотивируя это чисто экономическими причинами — на освоение черноморского дна строителям газопровода хватит и 10 млрд. евро. Но здесь важнее геополитический аспект — «Южный поток» изначально был задуман в обход «братской» Украины.

Впрочем, у «Южного потока» есть куда более опасные противники. И прежде всего еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Недавно он предупредил Москву, что если они будут мешать реализации альтернативных газотранспортных проектов: Nabucco (31 млрд. кубометров в год) и Транскаспийского — то тогда еврокомиссия поставит палки в колеса российских проектов. В частности, Эттингер добивается, чтобы во всех газовых переговорах с «Газпромом» участвовали еврочиновники. Нужна конкуренция.

Тем не менее в пятницу юридически обязывающее соглашение четырех компаний было наконец подписано. Чего не скажешь о чисто европейских проектах, предварительная стоимость которых растет день ото дня, а вот необходимого объема газа для заполнения пока не хватает.