За последние три года неудачи в импорте природного газа по системе «бери или плати» вкупе с падением спроса на газ стоили Турции 2,9 миллиарда турецких лир. Об этом свидетельствуют данные Министерства энергетики и природных ресурсов.
Условие «бери или плати» ставит страну в сложное положение. Система «бери или плати» предусматривает, что турецкая государственная компания — оператор газопровода (BOTAŞ) должна импортировать у своих трех самых крупных провайдеров — Азербайджана, Ирана и России — заранее оговоренные объемы природного газа. Анкара должна платить поставщикам определенное количество денег вне зависимости от того, нужен ли ей этот объем природного газа. По договору, подписанному в августе 1996 года и действующему в течение 25 лет, Турция должна покупать у Ирана 10 миллиардов кубических метров газа в год. Похожая ситуация сложилась и с поставками газа из России. По условиям контракта Турция должна покупать минимум 75 процентов оговоренного объема газа ежегодно.
Турция должна выкупить то количество газа, которое она недополучила от России до 2015 года, крайним сроком для выкупа азербайджанского газа станет 2014 год. Иран предлагает Турции право на получение неиспользованного газа за год в течение следующих пяти лет. Наблюдатели указывают на главную проблему: уменьшение спроса на газ и недостаток возможностей складирования. Что еще хуже, газопровод имеет недостаточно развитую инфраструктуру, чтобы позволить Анкаре получить неиспользованный газ, особенно зимой. Чтобы снизить потери от импорта природного газа, BOTAŞ сдерживает рост цен, в надежде, что это поможет стимулировать увеличение потребления газа в Турции. С учетом негативного влияния мирового экономического кризиса, потребление природного газа в Турции значительно сократилось, как это произошло и в ЕС. Из 2.9 миллиардов лир, которые пошли на оплату неиспользованного газа, самая большая часть досталась России (1,4 миллиарда лир), Тегеран получил 1,3 миллиарда, а Баку – 186 миллионов турецких лир. BOTAŞ заключил такие же договора по системе «бери или плати» с Алжиром и Нигерией, которые поставляют сжиженный природный газ в турецкие порты морем.
Природный газ остается для турецкой промышленности жизненно важным продуктом, поскольку, по данным Министерства энергетики и природных ресурсов, он обеспечивает 47 процентов энергетики Турции — больше, чем какой-либо другой источник энергии. В среднем доля природного газа в мировой энергетике составляет 18,3 процента.