Через 18 лет гражданских судов должно выпускаться в пять раз больше

Правительство на своем заседании одобрило госпрограмму развития судостроения до 2030 года. Объем ее финансирования составит 600 млрд рублей — эти деньги пойдут в основном на возрождение гражданское судостроения.

Недофинансирования отрасли больше не будет, уверил Дмитрий Медведев: к 2030 году выпуск судов гражданского назначения должен быть увеличен в пять раз.

В правительстве ностальгировали по советским временам: СССР в свое время производил треть суммарного объема продукции мирового военного кораблестроения и входил в десятку самых развитых стран в области гражданского судостроения. Строилось до 50 подводных лодок и боевых кораблей в год и до 550 тысяч тонн промысловых и транспортных судов. Правда, производством гражданских судов в основном занималась Украина, а также, в рамках Совета экономической взаимопомощи, Германия и Польша. Вот и вышло, что после развала СССР гражданское судостроение пришло в упадок.

Хроническое недофинансирование отрасли привело к сокращению строительства судов, сложному положению заводов, говорил Медведев. В частности, по данным Минпромторга, российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около $1 млрд. Доля же российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет немногим более 6%.

Так что на повестке дня — восстановление позиций РФ в мире в области судостроения. Это и заложено в госпрограмму до 2030 года. . «Цели такие: в тридцатом году увеличить выпуск продукции гражданского назначения почти в пять раз, — сообщил премьер, — добиться значительного роста производительности труда в 4,45 раза, создать и модернизировать более ста тысяч высококвалифицированных рабочих мест».

Корабли пора создавать «в цифре», заметил также поборник инноваций Медведев — подобно тому, как в последние годы производятся самолеты.

Глобальная цель — доля военной техники на мировом рынке должна превысить 15%, а гражданской, как минимум, — 2%. Сейчас — всего полпроцента, добавил Медведев.

Подъем гражданского судостроения обойдется до 2030 года примерно в 600 млрд. рублей, рассчитали в Минпромторге, подготовившем госпрограмму. Примерно половина этих денег будет выделена из госбюджета. Объем средств, необходимых для развития военного судостроения, на заседании не уточнялся (финансирование будет обеспечено в рамках ФЦП в области оборонки).

Между тем бездумно тратить деньги правительство не планирует. «Необходимо отказаться от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые производят массовые транспортные суда, за исключением судов для внутренних водных путей, — сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. — Поэтому в госпрограмме нами определены приоритетные рыночные ниши — это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой северного морского пути и освоения шельфа, а также речное судостроение».

Для развития гражданского судостроения предполагается создать три судостроительных кластера: дальневосточный, северо-западный и южный.

Глава Минэнерго Александр Новак посулил «огромный заказ в триллион рублей» от нефтегазового сектора — ему понадобится около 1400 единиц судов и платформ.

Впрочем, программой, одобренной правительством практически без обсуждения, эксперты довольны не в полной мере. Так, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев считает слабым местом документа недооценку такого фактора, как ВТО. «Ведь ВТО запрещает господдержку всех видов производства, кроме НИОКР, — подсказывает эксперт. — Мы уже в переходный период должны начинать отстаивать интересы судостроительной отрасли».

Еще одним недостатком госпрограммы он считает ее «заточенность» на нужды ТЭК. «Вместе с тем, сейчас наши реки пустые. Морвокзалы и речвокзалы сегодня — это рестораны и торговые центры, — напоминает Ненашев. — Гражданские перевозки по рекам находятся в запущенном состоянии».

Татьяна Замахина, Московский Комсомолец