Почему Швейцария поддержала российские санкции

Запрет на импорт продовольственных товаров из Европы, который стал ответом России на экономические санкции Запада, вызывает серьезное беспокойство в Брюсселе.

Многие страны обратились в Европарламент с просьбой компенсировать потерянные доходы от поставок на российский рынок. Денег на эти цели потребуется немало — до $12 млрд в год. Европейцы попытались пойти на хитрость и обратились к Швейцарии, которая не вошла в санкционный список нашей страны, чтобы та согласилась предоставить свою территорию для реэкспорта продовольствия в Россию. Женева ответила решительным отказом... Между тем в России разрабатывают новые санкционные меры, которые могут быть пущены в ход, если США и ЕС продолжат аналогичный прессинг.

Реакция швейцарцев на предложения ЕС понятна: Швейцария сама является крупным поставщиком продуктов питания на наш рынок, и терять его швейцарцы не намерены.

Причины своего отказа Женева объяснила достаточно аккуратно, сославшись на внутренние правила и нормативы. Федеральное бюро по сельскому хозяйству Швейцарии пояснило Евросоюзу, что, согласно букве закона, европейцам придется проводить сертификацию своих товаров на соответствие гигиеническим нормам. В случае транзита качественно осуществлять контроль будет невозможно — этот процесс трудоемкий и затратный. Также Швейцария должна убедиться в полном соответствии поставляемого через свою территорию продовольствия иным стандартам, но сделать это, если продукты питания поступают из других странах, не представляется возможным.

Впрочем, есть и другое объяснение нелояльности Женевы к партнерам из Евросоюза. Наша страна является достаточно крупным рынком сбыта швейцарских товаров. В число наиболее популярных продуктов, которые Швейцария поставляет в Россию, входит кофе (растворимый) и сыр. В прошлом году поставки только этих продуктов в денежном выражении превысили $221 млн. Российское эмбарго на молочную продукцию из ЕС открывает для швейцарцев еще большие возможности.

В свою очередь, европейцы, для которых ограничения со стороны России могут обернуться ежегодными убытками в $12 млрд, рискуют пострадать гораздо сильнее. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, правительство нашей страны разрабатывает дополнительные меры на случай расширения США и ЕС ограничений против России. О каких мерах может идти речь?

По словам первого зампреда комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, могут последовать запреты на табачную и винодельческую продукцию ЕС и США. Дело в том, что, присоединившись к ВТО, Россия оставила за собой право на ввод временных ограничений, когда возникает угроза исчезновения с рынка национального производителя. Для многих европейских компаний эти санкции обернутся катастрофой.

Еще одной ограничительной мерой, на которую готово пойти наше правительство (и об этом говорил премьер Дмитрий Медведев), может стать запрет полетов европейских и американских авиакомпаний в Азиатско-Тихоокеанский регион над территорией России. В таком случае, только за три месяца «воздушных» санкций основные европейские авиаперевозчики — Lufthansa, British Airways и Air France — могут потерять более 1 млрд евро.

Не исключено, что Россия может ограничить импорт автомобилей из стран, которые ввели санкции против России. Эксперты уверены, что это приведет к переделу рынка. Для многих дилеров запрет может обернуться катастрофой.

«Потребители почувствуют этот удар в меньшей степени, потому что достаточно большое количество иномарок производится на нашей территории. Я думаю, что эти машины санкции не затронут. Что же касается запасных частей, то они ввозились и, скорее всего, будут ввозиться. Однако производители, которые не попадут под санкции, например, из Кореи и Китая, получат более выгодные условия для развития бизнеса на нашем рынке», — считает глава совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин.

Другая возможная мера — это ограничение импорта медицинских изделий. От «медицинских» санкций мы пострадали бы гораздо серьезнее. Дело в том, что в России производится лишь 20% необходимых салфеток, пластырей, хирургического и простейшего диагностического оборудования. Все остальное — импорт.

«Ограничения приведут к возникновению монополии. Вводя запрет на ввоз импорт медицинской техники, крупные мультинациональные компании, которые поставляют сегодня на рынок большой спектр медицинской продукции, могут отыграться на ассортименте, который не попал в санкционный список. На эти товары вырастут цены. Тем самым, компании будут восполнять ущерб, который они получили от потери части рынка», — прогнозирует директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.

ЭКСПЕРТЫ «МК»

Яна Трубникова, аналитик Lionstone: «В первую очередь нужно отметить, что разговоры о возможных новых санкциях со стороны России – это скорее предупреждение для стран Запада, где сейчас активно обсуждается введенный запрет на поставки продовольственных товаров. Многие поставщики уже оперативно нашли решение для этих вопросов — можно ввозить свои товары через Казахстан или Беларусь, которые входя в Таможенный союз и имеют общие границы с Россией, или через третьи страны, которые не попали под санкции.

Ввод дополнительных мер произойдет только при условии ужесточения санкций против России, а такое развитие событий вероятно только при дальнейшем ухудшении геополитической ситуации. Также все понимают, что ввести, например, запрет на импорт медицинской техники или препаратов без наличия отечественных аналогов просто недопустимо. А если речь идет о реактивах для лабораторий экспресс-анализов, то существование такого бизнеса можно поставить под вопрос, равно как и то, куда деваться их клиентам».

Анна Кокорева, аналитик «Альпари»: «Запрет на импорт автомобилей из недружественных стран приведет к росту цен на иномарки из стран дружественных, в частности, на китайские и южно-корейские. Подорожают и оставшиеся автомобили в салонах. Если санкции коснутся комплектующих, то иностранные запчасти резко вырастут в цене. Автосервисы, столкнувшиеся с трудностями, если не смогут найти альтернативу будут терпеть убытки. Возможно запрет подстегнет спрос на отечественные автомобили и иномарки собранные на территории России. Естественно эмбарго приведет к падению продаж на авторынке. В целом, салоны, которые были ориентированы на иномарки из недружественных стран разорятся. Что же касается запрета на ввоз медицинских изделий, то даже частичный запрет крайне негативно отразится на сфере. Еще хуже будет, если запрет коснется лекарств, большая часть которых произведена в ЕС и США, еще часть в Индии и Израиле. В настоящее время фармацевтическая отрасль нашей страны очень сильно отстает от западной, в итоге запрет приведет к нехватке препаратов и напрямую ударит по потребителю. Конечно, эмбарго на автомобили и медицинские препараты очень сильно ударят по европейской экономике. Возможно запрет на короткое время возымеет действие и эскалация конфликта прекратится».

Николай Михайлов, директор департамента корпоративных финансов компании QB Finance: «С моей точки зрения, введение нового раунда санкций мало вероятно, поскольку в этом не заинтересован ни европейский, ни российский бизнес, и есть признаки появления конструктивного настроя в решении ситуации на Украине. Тем не менее, если предположить, что они все-таки будут введены, сильнее всего пострадают автопроизводители, не имеющие производства с достаточно высоким уровнем локализации в России. К примеру, такие компании. как Ford и Toyota, в меньше степени пострадают от ограничений на импорт автомобилей из недружественных стран, поскольку производят большую часть своей продукции в России, и власти наверняка будут внедрять санкции таким образом, чтобы они не затронули производителей, работающих на территории страны. А вот, к примеру, Mercedes, Infinity, Cadillac и еще целый ряд премиальных производителей потеряют большой и важный рынок сбыта.

Ограничения в медицинской сфере - это очень чувствительный вопрос, который требует максимально глубокой проработки, поскольку есть ряд препаратов и техники, которые не производятся на территории РФ, и в случае их запрета пострадают больные люди. Но опять же - правительство вряд ли пойдет на такие меры, поскольку это чревато появлением социальной напряженности. Если медицинский сектор и будет затронут, то речь, скорее всего, будет идти о конкретном перечне препаратов, которые можно безболезненно заменить».

Николай Макеев, Ирина Бадмаева, Московский Комсомолец