Запланированный в 2015 году общий ежегодный объем торговли в размере 100 млрд долларов не был достигнут. О том, почему планы по достижению цели не реализовались, ИА Джихан рассказали главы турецких бизнес-ассоциаций в России.
В октябре 2010 года в Кремле состоялась встреча премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра России Владимира Путина. Эрдоган предложил в течение пяти лет довести общий объем торговли до 100 млрд долларов. Путин поддержал тогда предложение Эрдогана. В ноябре 2013 года в Санкт-Петербурге Советом сотрудничества высшего уровня (ССВУ) было организовано заседание, на котором министры двух стран перенесли срок реализации проекта с 2015 на 2020 год.
В 2008 году общий объем торговли между Россией и Турцией составил 38 млрд долларов, а в 2010 году он снизился до 26 млрд. В 2014 году показатель смог достичь лишь 32 млрд долларов, при том что 7–8 млрд долларов из этой суммы составляет экспорт из Турции в Россию. Значительная часть товарооборота — это природный газ и нефть, которые Россия продает Турции.
Маршрут Турции не определён
Президент Союза российских и турецких предпринимателей (RTİB) Наки Карааслан сообщил, что если не получится достичь объёма в 100 млрд долларов за 10 лет, то добиться цели можно будет за 20 лет, но для этого нужно разработать стратегию. По словам Карааслана, традиционные совещания Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии (KEK) и ССВУ должны поменять свою повестку дня.
«Необходимо принять помощь от профессиональных учреждений. Мы не Китай и не Германия. Нужно быть реалистами... Российская сторона знает, чего хочет, инвестируя в энергетику. У неё хороший план. А чего хотим мы?» — отметил он. Карааслан подчеркнул тот факт, что ещё не понятно, в какой области Турция может стать эффективной и сильной.
«Пока маршрут неясен. И это наш самой большой минус. Чиновники и бизнесмены, которые работали в России и хорошо её знают, должны собраться за круглым столом и обсудить планы, касающиеся России на ближайшие 5 и 10 лет. Мы не инвестируем в технологию. Нужно упростить торговлю со стороны Турции. До сих пор существуют проблемы с документацией грузового транспорта. Это должно быть обговорено и решено. Уважаемые президенты двух стран обсуждают вопросы, а затем все забывается. Это неправильно. Всё систематически должно проверяться. Как RTİB мы сделаем все, что зависит от нас», — предложил Карааслан.
На российских рынках есть неопределенность
Президент Ассоциации российских и турецких предпринимателей «Деловое сотрудничество» (RUTİD) Эсат Сары в свою очередь отметил, что на российских рынках существует некая неопределенность и эта ситуация тревожит деловой мир. «Прояснение неопределенности необходимо. Это будет очень кстати с точки зрения инвестиций и планирования. Турецкий деловой мир должен использовать нынешний кризис для развития наших инвестиций и бизнеса в России. По сравнению с предыдущими периодами, в России появилась возможность для предоставления больших услуг и инвестиций. В конечном счете кризис пройдет, Россия сильная страна, её экономика большая. Я уверен, что Москва с легкостью преодолеет все проблемы», — отметил Сары.
Санкции против России должны быть правильно оценены
По словам президента RTİB Карааслана, санкции, введенные западными странами из-за украинского кризиса, не были оценены турецкой стороной в полной мере.
«Если воспользоваться ситуацией с санкциями против России, то мы можем начать успешно работать в новых секторах. Например, я надеюсь, что мы оживим овощные и фруктовые рынки. Тогда продовольственный сектор вырастет приблизительно в 15–20 раз. Нам нужно получить квоту на мясо птицы. Также есть шанс получить квоту и на молочные продукты», — считает Карааслан.
В то же время президент RTİB надеется на то, что правительство упразднит многие бюрократические процедуры и это поможет успешно осуществить поставленную в 2010 году цель — достичь ежегодного товарооборота между Турцией и Россией в 100 млрд долларов.