Турецкие фирмы-экспортеры столкнулись с ростом затрат и падением доходов после того, как доллар укрепился по отношению к евро, достигнув паритета впервые за два десятилетия, пишет газета Dünya.
Компании, которые часто платят за импортные товары и сырье в долларах и получают доход в евро, говорят, что рост курса доллара стоил им около 15% их доходов, написала Dünya в понедельник. В автомобильной промышленности, основной движущей силе экспорта, затраты за первые шесть месяцев достигли почти 1 млрд долларов США, говорится в сообщении.
Предприятия Турции в прошлом году получили доход от экспортных продаж в размере 103 млрд евро и 109 млрд долларов. По словам издания, расходы на импорт в 2021 году приравнивались к 271 млрд долларов и 79 млрд евро, и данная пропорция была аналогична в первые шесть месяцев этого года.
Затраты из-за разницы обменных курсов в швейном секторе, еще одном локомотиве турецкого экспорта, в период с января по июнь составили около 13% выручки. Сектор продает 67%-70% своей экспортной продукции в Европейский Союз.
«Это отрицательно сказывается на нашей конкурентоспособности. Большая часть сырья закупается в долларах… Мы теряем преимущество перед нашими дальневосточными конкурентами. В связи с тем, что нашим основным экспортным рынком является Европа, нас это затронуло в большей степени. На это нужно обращать внимание при создании стратегии, совершении закупок и составлении бюджета», — сказал Мустафа Гюльтепе, глава Стамбульской ассоциации экспортеров готовой одежды (İHKİB).
Турецкие экспортеры уже сталкиваются с растущими затратами из-за слабой лиры и введенного в этом году требования правительства продавать часть своей экспортной выручки Центральному банку в обмен на лиры. Затем они снова покупают иностранную валюту для оплаты импортных товаров и материалов. Лира в прошлом году подешевела на 44% по отношению к доллару США и потеряла около четверти своей стоимости в 2022 году.
Стратегия правительства по диверсификации рынка для турецкого экспорта оказалась правильной и приобретает все большее значение, считает Четин Теджделиоглу, глава Стамбульской ассоциации экспортеров черных и цветных металлов (IDDMIB). По его словам, Турция планирует экспортировать товаров на 80 млрд долларов на 18 так называемых «дальних рынков».