Дефицит торгового баланса Турции в июне сократился на 35% на фоне снижения импорта и экспорта, что является признаком того, что экономическая активность может замедлиться в связи с возвращением президента Реджепа Тайипа Эрдогана к более традиционной экономической политике после победы на выборах.
Данные Министерства торговли, опубликованные в понедельник, показали, что в прошлом месяце торговый дисбаланс Турции сократился до 5,4 млрд долларов США после того, как импорт упал на 16,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее до 26,3 млрд долларов США. Согласно официальной статистике, это самый низкий уровень, зафиксированный с октября 2021 года.
Падение импорта в июне отражает резкую девальвацию лиры, которая потеряла почти четверть своей стоимости по отношению к доллару после выборов в конце мая. После публикации торговых данных в понедельник, турецкая национальная валюта опустилась до нового рекордно низкого уровня, подешевев на 0,5% в понедельник до 26,07 турецких лир по отношению к доллару США.
Экспорт в июне сократился на 10,5% до 20,9 млрд долларов из-за длительного религиозного праздника, который способствовал снижению производственной активности. По данным Министерства, дефицит торгового баланса за первое полугодие все же вырос на 19% по сравнению с первым полугодием 2022 года.
«Экономика Турции в последние месяцы работала довольно хорошо, с высоким внутренним спросом, который повлиял на рост импорта. С обесцениванием валюты импорт сократился довольно быстро», — заявил в интервью изданию Financial Times Лиам Пич, старший экономист по развивающимся рынкам в Capital Economics.
Эрдоган, стремясь ускорить рост Турции в преддверии решающих выборов, вынудил Центральный банк сохранить процентные ставки однозначными, несмотря на уровень инфляции около 40%. Но после победы по итогам второго тура голосования в конце мая, президент дал понять о своей готовности проводить более традиционную экономическую политику, назначив двух бывших инвестиционных банкиров руководить Министерством финансов и Центробанком, отмечает деловое издание.
ЦБ 23 июня повысил ставки на 650 базисных пунктов до 15%, а также ослабил интервенции на валютных рынках по поддержанию лиры после значительного истощения валютных резервов банка.
По словам Пича, слабая лира должна сделать турецкий экспорт более конкурентоспособным, а дефицит торгового баланса, вероятно, продолжит сокращаться в ближайшие месяцы. Это должно помочь укротить растущий дефицит счета текущих операций Турции, который в марте составил 54,2 млрд долларов, или 5,9% валового внутреннего продукта, что является основной уязвимостью для экономики стоимостью 800 млрд долларов США.
Однако более слабая лира, вероятно, вызовет больше проблем для турецких домохозяйств, повысив расходы в супермаркетах и подорвав стоимость банковских депозитов. Данные по инфляции за июнь должны быть опубликованы в среду.
«Первое влияние обесценивания валюты скажется на ценах, и инфляция завершится в этом году на более высоком уровне», — считает эксперт.
Он добавил, что Турция все еще может избежать рецессии благодаря постепенному ужесточению денежно-кредитной политики и возвращению иностранных инвесторов, бежавших из страны из-за нетрадиционной политики Эрдогана.