Сочетание ряда факторов этим летом помогло Турции облегчить проблемы с иностранной валютой, но проблема может возобновиться в ближайшие месяцы.
Снижение неопределенности после президентских и парламентских выборов в мае заложило основу для перетока валютных активов, хранящихся за рубежом или «под подушкой», в официальную экономику. Уверенность возросла после того, как Мехмет Шимшек, экономист, пользующийся большим уважением среди международных инвесторов, в июне взял бразды правления турецкой экономикой на себя. Согласно данным Центрального банка, такие притоки, отраженные в разделе «чистые ошибки и пропуски» в платежном балансе, составили около 16 млрд долларов США за четыре месяца с июня по сентябрь.
За тот же период иностранные инвесторы вложили около 5 млрд долларов США в турецкие акции и государственные облигации, а приток в виде банковских депозитов и кредитов составил около 9,5 млрд долларов. Прямые иностранные инвестиции стали самым слабым звеном. В то время как продажи недвижимости принесли 930 млн долларов, фактические прямые инвестиции привели к оттоку около 630 млн долларов.
В целом за первые четыре месяца пребывания Шимшека в должности министра экономики Турции приток иностранной валюты составил почти 15 млрд долларов, причем эта цифра достигла примерно 31 млрд долларов, включая «чистые ошибки и пропуски». Эта сумма легко покрыла дефицит счёта текущих операций в размере 3,4 млрд долларов в период с июня по сентябрь, что также привело к увеличению валютных резервов страны на 27 млрд долларов.
В результате турецкая лира оставалась относительно стабильной, особенно в августе и сентябре.
Перед выборами Анкара проводила нетрадиционную политику низких процентных ставок, несмотря на безудержную инфляцию, и вмешивалась в валютный рынок, чтобы поддержать лиру. После переизбрания в конце мая президент Реджеп Тайип Эрдоган назначил Шимшека на пост министра экономики, а также сменил руководство Центрального банка. Шимшек пообещал вернуться к «рациональной экономике», что на какое-то время означало, что рынку будет разрешено свободно определять обменный курс доллара по отношению к лире. В результате лира упала, а цена доллара — решающего фактора для зависимой от импорта турецкой экономики — выросла на 17,4% в июне и на 14,6% в июле.
Как и ожидалось, основным драйвером роста цен стал подорожавший доллар. Годовая потребительская инфляция, которая в мае составляла чуть ниже 40%, в августе подскочила почти до 60%. В своем последнем докладе по инфляции, опубликованном в начале ноября, ЦБ сообщил, что треть годовой инфляции в 61,5% в октябре была вызвана давлением издержек, вызванным обменным курсом.
Лира с августа заметно замедлила падение: в этом месяце цена доллара увеличилась на 2%, оставаясь в основном стабильной в сентябре и поднявшись на 3,2% в октябре. Приток иностранных средств неизвестного происхождения способствовал относительному спокойствию.
Замедление темпов роста и, следовательно, импорта и, что более важно, увеличение валютных поступлений сократили дефицит текущего счета. Доходы туристического сектора в иностранной валюте превысили 20 млрд долларов США за четырехмесячный период. В результате в Турции в июне и сентябре был даже зафиксирован профицит счёта текущих операций. Так как дефицитом текущего счета теперь можно управлять, приток иностранной валюты помог пополнить валютные резервы страны, дав Анкаре небольшую передышку в решении этой давней проблемы.
Данные за октябрь по текущему счету еще не опубликованы, но важным признаком профицита являются показатели, предоставленные Министерством торговли, согласно которым ежемесячный внешнеторговый дефицит в октябре составил 6,7 млрд долларов — разрыв, который могли бы покрыть доходы от туризма.
Тем не менее, в ближайшие месяцы ситуация, вероятно, будет несколько иной. В ноябре валютные доходы Турции от туризма обычно падают вдвое по сравнению с сентябрем и октябрем. В межсезонье доходы туристической отрасли в иностранной валюте обычно колеблются от 1 до 2 млрд долларов, что затрудняет поддержание летних показателей текущего счета.
Тем временем Турция готовится к местным выборам, намеченным на март, на которых Эрдоган намерен вернуть под свой контроль муниципалитеты в ряде крупных городов, включая Стамбул и Анкару, где в 2019 году одержала победу оппозиция.
Таким образом, он, как полагают, не против охлаждения экономики до конца марта. А Шимшек и руководство Центрального банка, похоже, не желают конфликтовать с президентом, несмотря на их стремление к жесткой программе снижения инфляции. Им не удалось реализовать меры, необходимые для сдерживания спроса, хотя они часто о них говорят. Главными среди этих мер являются сдерживание роста заработной платы и резкое повышение процентных ставок.
Ожидается, что правительство объявит о новом повышении зарплат в государственном секторе и минимальной заработной платы в декабре, а министр и его команда, очевидно, уступят решениям Эрдогана в преддверии местных выборов.
Без желаемого сокращения спроса экономический рост не замедлится и, следовательно, импорт не уменьшится. Это повышает вероятность возобновления проблем с текущим счетом зимой, когда ежемесячный дефицит снова составит от 4 до 5 млрд долларов. Наряду с импортом, погашение краткосрочного внешнего долга также будет стимулировать спрос на иностранную валюту, а это означает, что валютные резервы могут снова сократиться.
Однако после мартовских местных выборов Анкара будет свободна от серьезных внутриполитических проблем и, как ожидается, инициирует жесткую программу снижения инфляции, которая охладит экономику и замедлит импорт. Сам Шимшек часто говорит, что экономические улучшения станут более заметными во второй половине 2024 года.