После поражения правящей Партии справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана на местных выборах в воскресенье, турецкая национальная валюта вновь наметила тенденцию к снижению.
Об этом сообщает агентство Bloomberg. Лира упала на 0,2% до 32,4295 за доллар США, что стало рекордно низким показателем. В этом году валюта потеряла около 9% своей стоимости, став второй по величине обесценившейся валютой после чилийского песо среди развивающихся рынков.
Перед голосованием инвесторы выразили обеспокоенность по поводу того, приведёт ли поражение правящей партии к изменениям в экономической политике, включающим совокупное повышение процентных ставок на 4 тыс. 150 базисных пунктов. В ходе выступления после полуночи Эрдоган признал поражение и заявил, что его партия должна извлечь уроки из этого результата.
Комментарии Эрдогана, вероятно, помогли ослабить давление на другие индикаторы риска: в понедельник снизились свопы кредитного дефолта и доходность 10-летних облигаций. Стоимость страхования турецкого долга от дефолта в течение пяти лет упала на 4 базисных пункта до самого низкого уровня с 5 марта, а доходность 10-летних государственных облигаций в лирах сократились на 19 базисных пунктов до 26,6%. Между тем, акции банковских компаний лидировали в росте среди турецких акций: индекс банков BIST поднялся на 2,3%.
«Поражение Эрдогана на местных выборах не должно подорвать макрополитику, по крайней мере, пока. Если на результат голосования в значительной степени повлияли экономические трудности и, в частности, инфляция, то борьба с инфляцией теперь является политическим, а также экономическим приоритетом. Снижение инфляции должно лечь в основу корректировки традиционного политического курса в краткосрочной перспективе», — написал в своем докладе Хаснайн Малик, стратег компании Tellimer.
Инвесторы поддержали переход к более традиционной денежно-кредитной политике, направленной на сдерживание инфляции, даже несмотря на то, что это подрывает перспективы экономического роста, делая заимствования практически невозможными для большинства граждан. После разворота политики после прошлогодних президентских выборов иностранные инвесторы приобрели турецких облигаций и акций на общую сумму 4,9 млрд долларов США.
Тем не менее, многие инвесторы с осторожностью относятся к турецким активам, опасаясь оказаться неподготовленными к очередному сдвигу в экономической политике. Многие назвали местные выборы риском, полагая, что плохой результат может заставить Эрдогана сменить тактику.
«Мы можем ожидать более нестабильного, чем ожидалось, периода после выборов. Что еще хуже, этот неопределенный период совпадет с рекордно низкими чистыми валютными резервами Центрального банка на уровне минус 65 млрд долларов и новым пиком инфляции, который, вероятно, в мае превысит 70%», — отметил Эмре Акджакмак, старший консультант East Capital в Дубае.
Стамбул, где проживает примерно пятая часть 85-миллионного населения Турции, является важнейшим экономическим центром страны, а также связующим звеном политической власти. Именно здесь начал свою политическую карьеру Эрдоган, занимая пост мэра мегаполиса в 1990-е годы. Голосование, которое его партия проиграла в 2019 году, первоначально было отменено из-за обвинений в краже голосов после неожиданной победы кандидата от оппозиции Экрема Имамоглу, что привело в то время к резкому падению турецкой валюты.
Лира в марте вновь подешевела, причем потери вызваны более высокой, чем ожидалось, инфляцией и возросшим местным спросом на твердую валюту перед голосованием. Центральный банк, также столкнувшийся с сокращением своих валютных резервов, в прошлом месяце увеличил ставку на 500 базисных пунктов до 50%.