Турция намерена присоединиться к растущему списку стран, вводящих минимальный корпоративный налог для транснациональных компаний.
Министр финансов и Казначейства Мехмет Шимшек сообщил, что подготовка законодательства к новому регулированию близится к завершению.
Шимшек подчеркнул глобальные усилия, пояснив, что данный шаг поможет предотвратить требование других стран о выплате налогов, которые могут по праву причитаться Турции.
«Введение минимального корпоративного налога с транснациональных компаний, работающих в Турции, неизбежно. В противном случае налоги, не собранные нашей страной, могут быть востребованы другой страной», - рассказал министр в интервью агентству Anadolu (AA).
Напомним, что в 2021 году около 140 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключили соглашение о глобальном минимальном налоге в размере 15%. Так называемое соглашение «Основной компонент 2» направлено на то, чтобы остановить нисходящую спираль конкурентного снижения корпоративных налогов странами с целью привлечения инвестиций и перемещения прибылей транснациональных компаний в свою юрисдикцию.
Данный шаг, действие которого вступает в силу в этом году, призван убедить крупные транснациональные корпорации не фиксировать прибыль в странах с низкими налогами.
«Соглашением предусматривается, что филиалы, дочерние компании и рабочие места транснациональных компаний с годовой консолидированной выручкой, превышающей порог в 750 млн евро (817 млн долларов), расположенные в странах с низким налогообложением, будут облагаться минимальной ставкой корпоративного налога в размере 15%. Более 30 стран, в основном из Европейского Союза, законодательно признали, что этот налог вступит в силу в 2024 году», - сказал Шимшек.
ОЭСР, которая курировала сделку от переговоров до реализации, заявила, что глобальный минимум сократит среднюю разницу между ставками в налоговых убежищах и других странах вдвое, с 14 процентных пунктов до 7 пунктов.
В результате, согласно оценкам организации, то, где транснациональные корпорации инвестируют за рубежом, скорее всего, будет все больше определяться такими факторами, как образование рабочей силы и инфраструктура, а не тем, какая страна может снизить их общие налоговые счета.
Шимшек подробно остановился на процессе сбора налогов в рамках нового режима.
«Если корпоративный налог, уплачиваемый дочерней компанией транснациональной корпорации в данной стране, ниже 15%, то страны, которые законодательно установили минимальный налог, могут претендовать на разницу», - сказал он.
Основное право на сбор дополнительного налога принадлежит стране, в которой работает компания, добавил он.
«Если в этой стране не существует минимального корпоративного налога, этот налог может взимать страна, в которой расположена штаб-квартира компании. Если в этой стране также не существует минимального корпоративного налога, налог может взимать третья страна, где есть дочерние компании. Модель направлена на то, чтобы доходы транснациональных компаний во всех случаях облагались налоговым бременем в размере 15%», - пояснил Шимшек.
Страны, которые не придерживаются данного минимума, рискуют передать свои налоговые права другим, сказал Шимшек, подчеркнув ускорение законодательных усилий во всем мире.
По словам министра, чтобы сохранить свои налоговые права Турция должна принять законодательное регулирование. В противном случае налоги, которые она не сможет собрать, попадут в казну другой страны.
Он заявил, что предпринимаются усилия по внедрению этой практики, и подготовка находится на завершающей стадии.
Шимшек отметил, что в Турции действуют около 80 тыс. компаний с иностранным капиталом, в том числе 2 тыс. 134, основная деятельность которых осуществляется за рубежом.
«Доход только около 2,5% этих транснациональных корпораций превышает порог в 750 млн евро. Мы изучаем альтернативные модели для защиты и использования налоговых льгот, которые получают эти компании. Наше Министерство тесно сотрудничает с Министерством промышленности и технологий для разработки альтернатив, для привлечения инвестиций в нашу страну», - сказал он.