Влияние ИИ на рынок труда в Турции

В отличие от предыдущих технологических прорывов, искусственный интеллект (ИИ) быстро проникает во все сферы жизни и вызывает значительные преобразования везде, где он применяется.

В частности, развитие и доступность генеративного ИИ привели к тому, что эта трансформация приобрела радикальные масштабы. В результате страны начали уделять внимание экономическим возможностям, которые может предложить генеративный ИИ, и потенциальному влиянию, которое он может оказать на занятость на рынках труда.

В этом контексте доклад под названием «Экономический потенциал искусственного интеллекта в Турции», подготовленный профессором Алтаном Чакыром при поддержке Google и Implement Consulting и опубликованный в мае 2024 года, содержит весьма значимые прогнозы относительно возможного вклада ИИ в экономику Турции и его влияния на рынок труда. Согласно прогнозу, представленному в докладе, если эффективно использовать возможности, предоставляемые генеративным ИИ, это может внести дополнительный вклад в 5% — примерно от 50 до 60 млрд долларов США (от 1,92 до 2,31 трлн турецких лир) — в годовой валовой внутренний продукт (ВВП) Турции в течение следующего десятилетия. Ожидается, что этот дополнительный экономический вклад будет обусловлен повышением производительности труда, которое стало возможным благодаря этой технологии, расширением нераспределенного времени и перераспределением этого времени на другие виды деятельности с добавленной стоимостью.

С другой стороны, в докладе подчёркивается, что 41% из текущих 31 млн рабочих мест в Турции (примерно 13 млн рабочих мест) не будут подвергаться автоматизации, в то время как 55% (около 17 млн рабочих мест) получат выгоду от вклада генеративного ИИ. Для оставшихся 4% (примерно 1 млн рабочих мест) ожидается частичная или полная трансформация. Соответственно, прогнозируется, что генеративные технологии ИИ повлияют на 59% рабочих мест. Как отмечалось выше, ожидается, что это влияние будет иметь место в трех измерениях. На 55% рабочих мест, 70% из которых находятся в секторе услуг, ожидается рост производительности труда. 4%, предполагающие частичную или полную трансформацию рабочих мест, появятся за счет новых созданных ролей в результате перераспределения времени, высвобожденного в сегменте 55%, на другие виды деятельности с добавленной стоимостью. Таким образом, не ожидается никаких чистых потерь в занятости.

В докладе отмечаются три ключевые меры регулирования, необходимые для того, чтобы ожидаемые экономические выгоды и влияние генеративных технологий ИИ на занятость материализовались, как прогнозируется: переподготовка и повышение квалификации рабочей силы, расширение деятельности по НИОКР местными инновационными субъектами и ускорение коммерческих инновационных усилий.

Подготовка такого всеобъемлющего доклада о потенциальном влиянии технологий ИИ на экономику и рынки труда Турции имеет большое значение. Однако растет потребность в еще более подробных и обширных отчетах в этой области. Это связано с тем, что международные дискуссии и выводы относительно влияния технологий ИИ на экономику и рынок труда становятся все более пессимистичными.

В ходе предыдущих крупных технологических преобразований ликвидация рабочих мест в некоторой степени компенсировалась созданием новых. Однако недавние исследования предупреждают, что с технологиями ИИ это может быть не так. Либо количество вновь созданных рабочих мест будет недостаточным для компенсации потерянных, либо сами вновь созданные рабочие места будут быстро захвачены экспоненциально развивающимися системами ИИ, либо оба результата могут произойти одновременно. Поэтому срочно необходимы более комплексные и перспективные приготовления.

Как подчеркивается в докладе, влияние генеративных технологий ИИ на производительность труда значительно выше в низко- и среднеквалифицированных группах, чем в высококвалифицированных. Другими словами, при правильном применении эта технология может быстро повысить производительность низко- и среднеквалифицированных работников, тем самым увеличивая общую эффективность и выпуск продукции. Фраза «при принятии» здесь подчеркивается, чтобы указать, что этот результат зависит от выбора, сделанного работодателями. К сожалению, мировая тенденция, похоже, не движется в этом направлении. Работодатели часто предпочитают использовать эту технологию для сокращения числа сотрудников, тем самым увеличивая прибыль. Другими словами, преобладающая тенденция благоприятствует автоматизации, часто за счет занятости, а не использованию ИИ для увеличения человеческого труда и повышения производительности низко- и среднеквалифицированных работников. Более того, по мере снижения занятости профсоюзная деятельность, связанная с трудовыми правами, также подрывается.

Короче говоря, если процесс будет предоставлен сам себе, существует риск того, что путь автоматизации укоренится. Поэтому в прогнозируемых 55% рабочих мест, где ожидается рост производительности за счет автоматизации, как указано в докладе, этот вопрос необходимо тщательно рассмотреть. Еще одним важным моментом является необходимость уделять внимание потенциальному сокращению заработной платы из-за частичного или полного перехода на другую работу в пределах 4% рабочих мест, указанных в отчете. Это связано с тем, что в случаях перехода на другую работу работники часто вынуждены переходить на менее квалифицированные и, следовательно, менее оплачиваемые должности.

В докладе отмечается, что в период с 2008 по 2021 год в Турции ежегодно создавалось в среднем 5,2 млн новых рабочих мест, а закрывалось около 5 млн рабочих мест. Это свидетельствует о том, что с точки зрения рабочих мест Турция поддерживает относительно сбалансированный рынок труда. Однако в докладе также говорится, что по состоянию на 2023 год только 19% крупных компаний и всего 5% малых и средних предприятий (МСП) внедрили технологии ИИ. Таким образом, ожидается, что реальное влияние ИИ проявится в предстоящий период.