Ученики обучатся приемам переговорщиков

Конфликты в школьной среде вскоре будут решаться по-новому. Общественная палата предлагает запустить механизм школьной медиации — альтернативного пути разрешения острых ситуаций с помощью нейтрального и беспристрастного посредника-медиатора.

На самом деле медиацию (не путать с медитацией), как и многое другое, придумали американцы. Неудовлетворенность действиями судебной системы (особенно при разводах) подтолкнула эту неугомонную нацию к поиску альтернативного пути разрешения конфликтов. И он нашелся — посредством незаинтересованного и беспристрастного посредника. Это и есть медиатор.

В США система заработала в 50-е годы прошлого века: вначале при проведении бракоразводных процессов, а там и в других секторах социальной сферы. В 90-е годы американский опыт пришел в Европу, а затем добрался до нас, притом на «высочайшем уровне»: законопроект о медиации внес в Госдуму президент. Формально закон вступил в силу с начала этого года, но как медиация будет работать в школе, прояснилось лишь на заседании «круглого стола» в Общественной палате в конце прошлой недели.

По словам разработчиков, школьная медиация основана на двух принципах: добровольности и равноправия сторон. При этом «в отличие от суда медиация не предполагает признания правой и виновной сторон; а медиатор не уполномочен устанавливать чью бы то ни было правоту или неправоту. Его задача — помочь сторонам выявить „горючее“, подпитывающее конфликт, и на этой основе найти взаимоприемлемое разрешение конфликта», — разъяснили они участникам слушаний.

Главная цель школьной медиации — защита интересов ребенка. Но в итоге выиграют все, не сомневается директор Центра медиации и права Цисана Шамликашвили: «Использование данного метода улучшит ситуацию и для всех остальных участников образовательного процесса: родителей, учителей, школьной администрации», «позволит существенно снизить число и интенсивность конфликтов в школьной среде и в том числе между преподавательским составом и учениками, педагогами и родителями школьников, а также гармонизировать отношения внутри трудовых коллективов в образовательных учреждениях». Части конфликтов при таком подходе, возможно, вообще удастся избежать. А если и дойдет до дела, то школьники в ходе разрешения конфликта научатся искусству переговорщиков — «умению достигать желаемого ненасильственными способами». А учителя придут к «снижению агрессии и избавлению от синдрома профессионального выгорания, характерного для представителей многих творческих профессий, включая учительскую», — отметили участники слушаний.

Сегодня «конфликт учитель—ученик стал перерастать в рукоприкладство. А механизмов его разрешения нет: у педагогов всего два способа решения проблемы: собственный педагогический опыт и интуиция», — констатировала зампред комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина. Поэтому Общественная палата рекомендует Минобрнауки начать внедрение школьной медиации в рамках Федеральной целевой программы развития образования и в том числе в виде пилотного проекта в двух-трех регионах. Одновременно Минобрнауки предлагается «при разработке стандартов подготовки учителей, социальных педагогов, школьных психологов и иных работников образовательной сферы включить в качестве необходимой компетенции овладение основами метода школьной медиации». И это принципиальный момент, ведь медиаторы, по замыслу разработчиков, «обязательно должны быть школьными людьми — учителями, школьными психологами, родителями». А значит, на первый план выходит вопрос их специальной подготовки.

Методики медиации разработаны, и кое-где им уже учат. Но лучше всего, разъяснила «МК» Любовь Духанина, «учить медиации при повышении квалификации. Деньги на это есть: государство оплачивает учителю 72-часовой курс повышения квалификации раз в пять лет. Просто к программам новых компьютерных технологий и проектных работ надо добавить основы медиации. И первыми провести через этот модуль управленцев от образования». Дело того стоит, т.к. «одной из главных проблем образования стал рост агрессивности образовательной среды. Да такой, что из помехи комфортности пребывания в школе он превратился в тормоз развития ребенка. Между тем подавляющее большинство конфликтов возникает из-за пустяков, взаимного недопонимания. Учителя надо научить задавать вопросы, уточняющие смысл слов ребенка, и половина конфликтов будет исчерпана. Даже если позиция ребенка окажется неадекватной, возникнет диалог. А там найдется и источник проблемы».


Марина Лемуткина, фото РИА Новости, Московский Комсомолец
Tеги: Россия