С алевитами не всё так просто

13 декабря состоялось открытие 30-го съезда платформы «Абант» в отеле «Абант Палас» недалеко от города Болу. Главная тема съезда — «Алевиты и сунниты: в поисках мира и будущего вместе».

В съезде приняли участие представители различных алевитских общин, а также алевитские и суннитские теологи, эксперты и журналисты. На заседании съезда по вопросу «Алевиты в Турции», суннитские и алевитские специалисты, интеллектуалы и лидеры общественного мнения согласились с тем, что проблемы алевитов имеют многовековую историю и являются более сложными, чем кажутся. Религия турецких алевитов была принесена в Анатолию племенами тюрков из Центральной Азии. Странствующие дервиши, мистически толковавшие ислам и почитавшие Али, обращали в свою веру кочевнические тюркские племена. Мистика находила больший отклик у простого народа, чем книжная религиозность ортодоксального суннитского ислама. Так в Анатолии возникла религия, сложившаяся из элементов народных верований тюрок Центральной Азии, ислама и влияния гностиков. Её приверженцы в политическом смысле находились под властью султана из суннитских османов, но почитали они и шейхов из династии Сефевидов в Ардебиле, расположенном в сегодняшнем Иране.

Президент Фонда журналистов и писателей (GYV) Мустафа Ешиль подчеркнул, насколько важна любовь к семье Пророка как среди суннитов, так и среди алевитов.

«Это цепь, которая связывает нас друг с другом. Это средство для решения наших проблем», — прокомментировал Ешиль, добавив, что алевиты и сунниты — две конфессии, которые не должны быть источниками конфликта.

Ешиль также отметил, что самое важное в «Душе Абанта» — это разнообразие, которое является богатством. Здесь традиционно встречаются люди разных мнений и дискутируют по спорным вопросам. «Это крайне необходимо для тех, кто представляет справедливость, чтобы быть сильным. И для тех, кто силен, чтобы быть справедливыми», — заключил он.

Профессор и эксперт по истории алевитов Ахмет Яшар Oджак считает, что алевизм имеет более чем тысячелетнюю историю и не может трактоваться упрощенно только как «любовь к семье Пророка».

Оджак отклонил определение алевизма как «вопрос с негативным оттенком» и сказал, что проблемы исходят от государства, которое не смогло демократизировать страну. По его мнению, не правильно игнорировать историю и вводить людей в заблуждение, потому что история определяет то, что происходит сегодня.

По словам Оджака, история алевитов делится на три части: борьба Османской империи против сефевидов в XVI веке, период проживания общины до XX века и республиканская эра. Профессор напомнил о безжалостном гонении и резне, в которой было убито множество сефевидов, несмотря на то что они были единоверцами.

Бойни и погромы алевитов известны ещё с XV века. В 1416 году суфийский вольнодумец Бедреддин возглавил мятеж, за что был казнён четырьмя годами позже. За последние десятилетия массовые убийства алевитов имели место в городах Малатья (1977), Кахраманмараш (1978), Чорум (1980), Сивас (1993) и в стамбульском районе Газиосманпаша (1995). Ввиду такого горького исторического опыта, нетрудно понять нервозность алевитов. «XVI век стал переломным для алевитов. Они изолировали себя от суннитов и жили на периферии», — подчеркнул Ожак. Когда сефевидский шах Исмаил в 1501 году провозгласил шиизм государственной религией, алевитов начали воспринимать как пятую колонну Ирана и подвергли гонениям. Алевиты, составляющие сегодня пятую часть населения Турции, смогли выжить лишь в отдалённых районах Анатолийского нагорья. Ататюрк освободил их от прямого гнёта и притеснений, но их дискриминация во времена республики никогда не прекращалась. Кроме религии, поводом для подозрений служит их политическая поляризация. В то время как сунниты по большей части традиционно придерживаются консервативно-националистических взглядов, алевиты столь же традиционно относятся к турецким левым и, кроме того, составляют костяк левоэкстремистских групп. «Из-за чувства неуверенности во время Османской империи, в надежде на комфортную жизнь алевиты стали решительно поддерживать Ататюрка и создание республики, — отметил профессор. — К сожалению, политика Ататюрка принесла им два главных разочарования: исключение алевитов во время создания государственного религиозного ведомства (Управления по делам религии) и закон о запрете на деятельность религиозных обителей и орденов в 1925 году».

Бывший депутат Реха Чамуроглу еще раз подтвердил, что проблема алевитов имеет давнюю историю. Согласно источникам, расхождения в религии датируются XIV веком.

Главный редактор канала Yol TV Недждет Сарач поразил всех своим категоричным заявлением о том, что между алевитами и суннитами никогда не было братства. Проблему алевитов Сарач назвал самым застарелым вопросом.

В отличие от многих других распространенных утверждений, что «джемеви» (молитвенный дом алевитов) не является альтернативой мечети, редактор также заявил, что само понятие «джемеви» может быть истолковано по-другому. Сарач согласился со многими другими участниками съезда, что невозможно обеспечить равенство между алевитами и суннитами, если Управление по делам религии не будет упразднено.

По мнению профессора Ихсана Йылмаза из университета Фатих, интересы меньшинств недопустимо приносить в жертву в угоду большинства. Профессор кафедры конституционного права Левент Кёкер коснулся вопроса формирования бюджета Управления по делам религии и рассказал об огромных суммах, выделяемых управлением на суннитов. По его словам, для обеспечения равенства государство должно предоставить особый статус для религиозных меньшинств, который можно поддерживать только путем принятия новой Конституции.

Президент Европейского фонда по образованию и научным исследованиям (TAVAK) Фарук Шен рассказал делегатам о статусе турецкой диаспоры в Германии, которая включает в себя 6,8 млн человек. Также он добавил, что среди турецкого населения в этой стране есть также несоответствия между алевитами и суннитами.

*Абант — живописный заповедник в северо-западной провинции Болу. Интеллигенты Турции, собравшиеся в 1998 году в данном регионе для обсуждения самых важных актуальных проблем своей страны, учредили платформу «Абант», тем самым создав фундамент для формирования культуры диалога между интеллигентами, придерживающимися различных взглядов и мнений внутри страны. В правление платформы входят 23 члена — в основном писатели и ученые.