Куда уходят закрытые вещевые базары

1 июля прекратил свое существование рынок около Лужников, а сегодня, 1 августа, закрылась и ярмарка около Олимпийского комплекса. При этом торговцы никуда не исчезают — они просто перебазируются на новые места. Как изменяется рынок мелкооптовой вещевой торговли в столице, узнал “МК”.

Изменения, произошедшие в Лужниках, бросаются в глаза еще при выходе из метро. Нет уже тех толп людей, которые тащили с собой объемные баулы с одеждой. Продавцы мороженого с унылым видом разглядывают редких прохожих.

— С закрытием рынка продажи у нас резко упали, — говорит мороженщица. — Думаю, что владелец переместит меня на новую, более прибыльную точку.

Нужно отметить, что торговля на ярмарке в Лужниках практически умерла еще до официального закрытия. По рассказам торговцев, как не стало рынка — не стало и покупателей. Значительная часть клиентов приезжала на автобусах из южных регионов. С июля весь транспорт просто начал ездить в другие точки.

— В августе возьму себе отпуск, — говорит торговец Михаил. — Обдумаю, что делать дальше. На «Садовод» или ТЦ «Москва» перебраться вряд ли получится. Дорого. Входной билет там стоит больше полумиллиона рублей. Таких денег у меня просто нет.

Мы поинтересовались, как продавцы из Лужников относятся к рынку «Лужа-2», организованному на пересечении Варшавки и МКАД. Туда коммерсантам предложили перебраться еще в конце июня, когда закрывался рынок около Олимпийского комплекса.

— Ехать в «Лужу-2» мне не очень хочется, — рассказывает наш собеседник. — Сначала там был голый пустырь, теперь на нем понаставили контейнеры и сдают их как торговые площади. Из транспорта только станция электричек Битца по соседству да кривой заезд с МКАД. Рассчитывать на поток клиентов, прямо скажем, не приходится.

Примечательно, что изменения, коснувшиеся столичных вещевых рынков, отразились не только на коммерсантах, но и даже на транспорте, привозившем покупателей.

— Значительная часть покупателей, приезжавших в «Лужу», была из Дагестана, — говорит водитель. — Как-то я насчитал больше 90 автобусов из этого региона. Теракт в столичном метро стал для нас поворотным моментом. Сначала весь транспорт начали обыскивать с кинологами. Это, кстати, делают до сих пор. Потом же на многих рынках запретили въезд на территорию транспорту из кавказских регионов: Дагестан, Ингушетия. Реально для нас доступными оставались Лужники, небольшие рыночки на МКАД и огромная вещевая ярмарка «Славянский мир».

Здесь стоит остановится поподробнее. Мелкооптовые торговые точки в Москве постепенно закрываются, а новых в черте города почти не появляется. На тех же, что еще работают, арендные платы достигают астрономических величин. Как следствие, торговцы перебираются в ближнее Подмосковье, где различные фирмы готовы на выгодных условиях (по сравнению с тем же «Садоводом») сдать контейнеры.

Примером такой миграции как раз может стать вещевая ярмарка «Славянский мир», расположенная на пересечении МКАД и Калужского шоссе. Сдать торговые площади здесь готовы каждому.

Мы связались с руководством «Славянского мира», чтобы выяснить условия съема торговых площадей, а также поинтересоваться по поводу планов развития.

— Аренда первого месяца обойдется в 10 тысяч рублей, — рассказали в администрации, — возможно заключение длительного контракта. Можно на несколько лет вперед зафиксировать арендную плату за контейнер. К примеру, на уровне 25–30 тысяч рублей. Сейчас у нас порядка 500 свободных мест из 6000 имеющихся. В ближайших планах руководства построить дополнительно 14 тысяч павильонов.

По имеющейся информации, вещевые ярмарки в Москве будут планомерно закрываться и дальше. Не исключено, что и ТЦ «Москва», и «Садовод» постигнет судьба того же Черкизона.

Олег Адамович, Московский Комсомолец