Утечки данных были заранее спланированы

Такую конспирологическую версию выдвинул депутат Железняк

История с утечками персональных данных клиентов интернет-магазинов и абонентов «Мегафона» продолжает набирать обороты.

Председатель Комитета ГД по информационной политике Сергей Железняк 8 августа заявил о том, что с началом работы осенней сессии в помощь правоохранительным органам депутаты создадут специальную рабочую группу по этому вопросу. Кроме того, он высказал предположение, что все утечки были заранее спланированы, вполне возможно, одним пока неустановленным злоумышленником.

«По иронии судьбы эта акция совпала с принятием поправок в Федеральный закон „О персональных данных“, — отметил Железняк. — Но пока не будем гадать, кому могли быть выгодны эти скандалы. Пусть с этим разбираются правоохранительные органы». Версия действительно интересная: в таком случае всей стране был наглядно продемонстрирован новый способ выражения гражданской позиции, что-то вроде «законы свои вы можете подписывать сколько угодно, а соблюдаться они все равно никогда не будут».

Так или иначе, но наличие тысяч пострадавших от опубликованных в общем доступе СМСок и сотен клиентов интернет-магазинов, поделившихся своими паспортными данными и адресами проживания со всем Интернетом, никто не отменял. Каждый из них, по словам Железняка, вправе рассчитывать на компенсацию морального и материального ущерба — за халатность при обработке личной информации пользователей владельцам интернет-магазинов грозит штраф в размере от 5 до 500 тысяч рублей. Соответственно, такие же суммы может затребовать и обиженный клиент. Чтобы доказать свой ущерб от недобросовестных действий сетевых продавцов, достаточно будет представить в суде скриншот (снимок экрана, показывающий в точности то, что видит пользователь на экране своего монитора) веб-страницы с опубликованными на ней персональными данными. А тем, кому не посчастливилось попасть в базы данных, продаваемые в оффлайне, могут предъявить и компакт-диски, которые пользуются большой популярностью на электронных ярмарках столицы. По заверению Юрия Контемирова, замначальника управления Роскомнадзора, суд с удовольствием принимает и работает с подобными материалами.

Что касается компенсаций по случаю с публикацией личных сообщений, здесь оказалось все несколько сложнее. «В случае с утечкой sms через сайт оператора мобильной связи доказать, что компания нанесла моральный ущерб, увы, практически невозможно», — предупреждает Контемиров. Тем не менее эксперты отмечают, что, по статистике, в большинстве случаев, связанных с защитой персональных данных, суд оказывается на стороне пострадавшего.

Евгений Красников, Московский Комсомолец
Tеги: Россия