С 1 октября этого года введена в действие система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Пока на уровне федеральных органов власти.
Но с 1 июля 2012 года к системе примкнут субъекты Федерации и муниципалы. Отныне чиновники не смогут требовать у граждан ворох никому не нужных бумаг, пиная их от одного кабинета в другой. Предъявлять теперь органам власти необходимо лишь документы из обязательного списка. А все остальное — это уже дело так называемого электронного правительства. Выигрыш очевиден: просители больше не будут работать бесплатными курьерами и стоять в очередях за справками. Если, конечно, СМЭВ реально заработает. Ведь подводных камней в ней пока предостаточно.
Но одно дело декларировать новые права и возможности гражданина. Другое дело их реально получить. Учитывая же повальную финансовую и юридическую безграмотность российского гражданина, необходимость нового правового «всеобуча» становится крайне актуальной. Редакция «МК» решила одной из первых включиться в этот процесс. Для начала разберем три самых житейских примера: строительство и ремонт загородного дома (или просто садового домика); получение справки о несудимости (она необходима для трудоустройства на многие рабочие места) и декларирование доходов для налогообложения (перечень документов, необходимых для этих действий, см. в таблицах).
«Товарищ Сталин ошибся»
Для начала строим дом. Помните страшное слово из трех букв: БТИ? Не только дикие очереди, но и справку, которая действовала всего лишь две недели? А домовую книгу, которая у половины собственников была неизвестно где, а у второй половины ее отродясь не было? А коррупционные коммерческие конторы, телефоны которых висели прямо в «добром» БТИ? Забудьте про все это: в БТИ больше ходить вообще не надо.
Собирается пакет документов и подается в местный орган государственной власти (муниципалитет). В него входят:
Заявление, в котором нужно сообщить чиновникам, что вы задумали делать. Нужен паспорт, потому что чиновник должен знать заявителя в лицо. Затем нужна выписка из ЕГРП о правах на здания, находящиеся на вашем земельном участке. Также потребуется выписка из ЕГРП о правах на земельный участок и кадастровый паспорт земельного участка. Здесь, однако, возникает закавыка, так как работа по составлению кадастров далеко не завершена. Например, в Московской области ее предполагают завершить лишь к 2014 году. Поэтому кадастровые паспорта есть не у всех.
Но на этот счет в законе сказано: «...или копии иных документов, устанавливающих ваши права». Правда, как на самом деле обстоят дела с ними, красноречиво говорит случай, приключившийся с коллегой. Она правнучка маршала Василевского и владеет роскошной дачей в Одинцовском районе. Местные чиновники выдали некоему застройщику разрешение на строительство, да так лихо, что он влез на ее участок. Возник конфликт, для разрешения которого нужно было уточнить границы участка. Понадобился архивный документ о получении покойным маршалом земли. И он был предоставлен, причем за личной подписью И.В.Сталина. Резолюция чиновника местного муниципалитета гласила: «Товарищ Сталин ошибся».
Электронное правительство избавляет от очередей, но от беззакония — лишь в перспективе. Потому что архивы не оцифрованы, в электронный документооборот не введены и обязательными для чиновников не являются. Можно сокрушаться, что товарищ Сталин в свое время действительно ошибся, не оценив перспектив кибернетики. Но лучше постараться побыстрее обновить документы, получить выписки из ЕГРП и кадастровый паспорт участка. Если он у вас есть, то издевательских резолюций уже не будет.
После 2013 года выписки из ЕГРП станут основными правоустанавливающими документами. Будет гораздо легче легально сдать и продать недвижимость. Наконец-то заработает залог: до сих пор банки отказывались принимать в обеспечение загородную недвижимость и землю, после 2013 года рынок откроется.
Для строительства дома еще потребуется копия документа, подтверждающего право приобретения земли и недвижимости (договор купли-продажи или вступление в наследство). Более никаких документов не требуется. Вы отдаете все это, ждете месяц (срок установлен в законе) и получаете решение. Если отказ, то он должен быть мотивирован. И не тем, что у вас просрочена справка БТИ. Теперь любой отказ можно будет оспорить в суде, и бюрократам нужно будет решать дело по существу.
СПРАВКА "МК"
ВЕЧНЫЕ БУМАГИ: ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
1. Паспорт. Предполагается слить в единый документ паспорт, ИНН, карточки пенсионного фонда и медицинского страхования.
2. Приписное свидетельство военкомата; военный билет или офицерская книжка.
3. Аттестаты, справки, дипломы и сертификаты об образовании. Не меняются.
4. Медицинские справки.
5. Водительские права.
6. ПТС и свидетельство о постановке на учет транспортного средства.
7. Документы о вступлении в права наследования. Договора купли-продажи имущества (земли, недвижимости, автомобилей). Решения и приговоры судов. Форма документов меняться не будет.
8. Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Электронное правительство облегчит их получение.
9. Документы о регистрации юридического лица . Изменений не планируется: эти документы уже выдаются по системе электронного документооборота.
10. Свидетельства о госнаградах и знаках отличия. В том числе удостоверения о присвоении научных степеней. Меняться не будут.
11. Решения и заключения органов опеки.
12. Справки медико-социальной экспертизы. Документы об инвалидности (ВТЭК) и о признании гражданина недееспособным. Ситуация та же, что и с опекой.
Не судимы будете?
Теперь справка о несудимости. Этот документ МВД и Минюста вызывал большие нарекания граждан. Бумага требуется в двух случаях: для получения визы на въезд, например в Шенгенскую зону. Внутри России ее требуют при приеме на работу, и количество мест, где она нужна, растет в геометрической прогрессии. Загвоздка в том, что ранее закон отводил на получение справки 20 рабочих дней.
В докомпьютерную эру это был объективный срок. Нужно было опросить все ИТУ (а они хоть и называются «местами не столь отдаленными», но на самом деле в России как раз отдаленные). Кроме того, нужно было опросить все суды и все СИЗО МВД. Часто справка не успевала сформироваться и за месяц. А в посольствах срок подачи документов — две недели.
Нет справки — в Европу не поедешь и на работу не возьмут. Теперь об этом можно забыть: с введением СМЭВ время подготовки справки сокращено до 10 рабочих дней с перспективой его сокращения до 5 рабочих дней после 1 июля 2012 года. Для получения справки нужен единственный документ из обязательного списка — паспорт.
Особый вопрос о документах, заменяющих паспорт: справка МВД при утере или обмене паспорта, вид на жительство. Все эти документы к 2017 году должны исчезнуть и замениться одним — временным удостоверением личности. Причем в нем тоже будут и фотография, и биометрия. То же временное удостоверение должно выдаваться и тем, кто освободился из мест заключения. Хотя справки о несудимости они по нему не получат.
А вот остальные будут иметь такую возможность, и для граждан это облегчение. Попробуйте-ка сейчас, не имея паспорта, получить не то что справку о несудимости — банковский кредит. Не дадут! Даже заплатить по кредиту не сможете: требуется паспорт. Но человек, потерявший или обменивающий паспорт, — не обязательно мошенник. Налицо несправедливость, которая наконец-то будет исправлена.
Секрет налоговых каникул
Теперь о декларировании доходов и налогообложении. Платить не хочется никому. Однако в цивилизованном мире давно поняли: платить налоги... выгодно. Только честного налогоплательщика государство будет защищать. Пример: сдана квартира, договора нет, налоги не платятся. Возникает конфликт с арендатором, который не хочет съезжать и меняет замки. Особенно часто такое случается с представителями этнических диаспор. Бывало, что люди так недвижимости в Москве и лишались. Потому что гражданин бежит в полицию, а она ему: «Где договор? Где налоги? На основании чего мы будем их арестовывать?» И полиция права, а гражданин, увы, нет.
С другой стороны, государство Российское в части сбора (администрирования) налогов зачастую действовало хуже слона в посудной лавке. Гражданин и рад бы заплатить, но надо ехать в налоговую инспекцию, отстаивать там очередь, заполнять непонятный многостраничный бланк. Еще одна проблема: налоги не на то. Например, у гражданина был автомобиль, он его продал, но налог продолжает приходить. Беда поголовная: один из членов правительства (!) в присутствии журналистов пожаловался на нее руководителю Госналогслужбы Михаилу Мишустину. Налогоплательщики считают окончанием процесса продажи автомобиля его постановку на учет покупателем. А это не так: продавец и покупатель должны идти в налоговую инспекцию, отстаивать очередь и писать заявление о переходе субъекта налогообложения. Если его нет, налог придет прежнему собственнику.
Теперь так делать и не надо, за нас все сделает СМЭВ. Вероятно, многие заметили, что транспортный налог и налог на недвижимость в этом году либо не пришли, либо пришли с большим опозданием. Раскроем секрет: в России неофициальные налоговые каникулы. Они продлятся до марта 2012 года, когда гражданам впервые придет единое платежное извещение по всем налогам. Пени браться не будут, однако заплатить придется в двойном размере: в марте как раз будет срок платежа за первое полугодие 2012-го.
Довести систему взимания налогов с граждан до ума планируется через год — к ноябрю 2012-го. С 1 июля 2012 года в систему электронного взаимодействия органов власти должны включиться муниципалитеты. В России много местных налогов: тот же транспортный имеет составляющую в местный бюджет. Пока она еще не рассчитывается в электронном виде, но с 1 июля 2012-го — будет. 1 ноября 2012-го граждане впервые получат единое налоговое уведомление. И смогут узнать недоимку, зайдя в личный кабинет на сайте Госналогслужбы. Но пока это можно делать лишь для федеральных налогов.
Еще новшество: с 1 января 2012 года налоги можно будет заплатить через платежный терминал. Пока Госналогслужба заключила договор только с Qiwi, однако к этому рынку допустят все платежные системы, удовлетворяющие требованиям по защите персональных данных.
Сам ты Наташа!
Затеянный чиновниками переход на электронную систему взаимодействия с гражданами имеет смысл не только предвыборного подарка населению. Главное, чего хочет правительство: устроить в России антикоррупционную революцию, отделив деньги от чиновника. Ведь компьютер взяток не берет. Пока. Потому что первый подводный камень — защита информации, то есть персональных данных. Чиновники клянутся в сверхнадежности системы. Но базы данных по-прежнему можно купить. В том числе кредитные истории и истории налоговых платежей.
Второй момент — путаница и искаженные данные. Старый кошмар бюрократа — женское имя Наталья. Как его писать: Наталья или Наталия? Компьютер — не паспортист в ЖЭКе, для него это принципиальная разница. И кто же из двух прекрасных дам владеет недвижимостью и платит налоги? А кто, наоборот, является злостной неплательщицей, потому что не будет же одна и та же Наташа платить налоги дважды?
До конца государство ответить на этот вопрос не может. Оно расписалось в бессилии, запустив СМЭВ с 0,5% искаженных данных. Эта оценка признана официально, истинное число ошибок сегодня не знает никто. Но при 144 млн. человек населения даже 0,5% — это несколько десятков тысяч неправильно заполненных документов. На недвижимость, землю, автомобили и налоги, между прочим. В решении этой проблемы государство делает ставку на «горячие линии». Так что не паникуйте, уважаемые читатели, а особенно Наташи. Если в марте вам вдруг придет налог на миллиард — звоните.
Третья проблема: хотя в законе прописана ответственность чиновника, но в общих словах. В Госдуму только внесен закон о регрессе, позволяющий взыскать с него ущерб, если его действия (или бездействие) нанесли его гражданину. Пока же пострадавший может рассчитывать лишь на компенсацию морального вреда (по судебной практике — до 5 тыс. руб.) и на то, что чиновнику, может быть, объявят выговор. Слабое утешение, если гражданин, к примеру, лишился квартиры из-за ошибок компьютера.
Но не будем и брюзжать: революции не совершаются в один день. Направление движения выбрано, как говорил товарищ Ленин, «архиважное и архиверное». Чем меньше гражданин будет иметь дело с живыми чиновниками, тем меньше будет возможностей для коррупции и произвола. Вот бы еще виртуальными деньгами налоги платить*.
* Все остальные подробности взаимоотношений с электронным правительством см. на сайте http://www.gosuslugi.ru/ru/. Открыты также «горячие линии» — например, 8 (800) 100-70-10.
СПРАВКА "МК"
СПРАВКИ НА ВРЕМЯ: ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СКОРО БУДУТ НЕ НУЖНЫ ЧИНОВНИКАМ
1. Документы ЗАГС: свидетельство о рождении; свидетельство о браке; справка о смерти. После 2014 года сведения ЗАГС предполагается включить в паспорт и исключить их из обязательного списка. За исключением свидетельства о рождении, которое остается основным документом ребенка до 14-летнего возраста.
2. Справка о временной регистрации. После 2014 года должна исчезнуть.
3. Трудовая книжка. Сведения о легальной трудовой деятельности граждан уже хранятся в налоговых инспекциях, и необходимости в трудовых книжках нет. Правительство хочет их отменить. Но этому сопротивляются как профсоюзы, так и крупные работодатели. Видимо, отмены трудовых книжек стоит ждать после 2012 года.
4. Техосмотр. Исчезает с 1 января 2012 года. Перестает быть федеральной государственной услугой, его выдача передается в ведение страховых компаний. Тем не менее талон техосмотра надо будет иметь на руках.
5. Архивные документы, например на недвижимость и землю. Исчезнут из бумажного оборота, но, к сожалению, очень не скоро. Пока даже предварительных сроков нет. Архивы не оцифрованы, чиновники только приступают к этой работе.
6. Документы собеса и права на льготы. Пока остаются. В электронный оборот их предполагается включить в 2012—2014 годах.