Антонину Бабосюк хотят посадить любой ценой.В Мосгорсуде в понедельник стартовал процесс по громкому делу ювелирного холдинга “Алтын”.
В свое время обвинение руководителей компании в контрабанде и в дальнейшем закрытие магазинов торговой сети наделало много шума. Более двух лет прошло с того момента, и вот 70 томов дела оказались на столе председательствующего Николая Ткачука. Новые эксклюзивные подробности скандального дела выяснил “МК”.
Руководству холдинга вменяют контрабанду и организацию транснационального преступного сообщества, действовавшего на территории нескольких государств. Напомним, ФСБ считает, что «Алтын» продавал контрабандное золото. Ювелирные изделия из низкопробного сплава с множеством примесей закупались в Турции, Китае, Италии, ОАЭ. Оттуда украшения отправлялись в Киргизию, где располагается завод компании. Там перебивались клейма более высокой пробы и формировались посылки, которые курьеры перевозили в обход таможни в Омск через Казахстан.
В понедельник перед судом предстали
Еще один фигурант дела — гендиректор филиала в Омске Владимир Суховеев, заключивший сделку со следствием, в сентябре был осужден на четыре года колонии и оштрафован на 300 тысяч рублей.
Супруги своей вины не признают. По их словам, атака на «Алтын» — это рейдерский захват, организованный конкурентами. По мнению самой Бабосюк, ее арестовали только для того, чтобы выбивать признательные показания из мужа.
— Я фактически не имела отношения к производству и логистике компании. Занималась исключительно персоналом, пиаром, рекламой и благотворительностью, — говорит Бабосюк.
Как все начиналось
На российский рынок «Алтын» пришел в 2003 году, открыв на Старом Арбате небольшой магазинчик. Однако бизнес сразу пошел. Холдингу за короткое время удалось выбиться в лидеры среди себе подобных. Этому способствовала агрессивная реклама торгового дома, обещавшая фантастические скидки до 70%, которая буквально обрушилась на покупателей. Дальше — больше. Гипермаркеты появились в Санкт-Петербурге, Омске и еще нескольких городах страны.
А в 2009 году пограничники в деревне в Тюменской области задержали мужчину, управлявшего санями, а в них обнаружили четыре чемодана золотых украшений. Позже выяснилось, что безработный Сергей Титенков согласился за 40 тысяч рублей перевезти через российско-казахстанскую границу более 60 килограммов драгоценностей аж на 30 миллионов рублей. Правда, мужичок не сразу признался. Вначале он сказал, что всего лишь вез украшения из омского магазина «Алтын» в Москву, а по дороге заехал к родственникам. Однако потом все-таки раскололся. Тогда курьера оштрафовали на 500 рублей и отпустили с миром. А вот «Алтын» попал в разработку ФСБ.
Перед тем как нагрянуть в ювелирный холдинг, контора полгода слушала телефонные разговоры Антонины Бабосюк. Поэтому в квартиру к ней и в магазин «Алтын» на Кузнецком Мосту чекисты пожаловали только 7 октября. Одновременно обыски прошли в других магазинах сети в Москве, Санкт-Петербурге и Омске.
Действовали представители ФСБ довольно грубо: спецназовцы били стеклянные витрины и пугали оружием продавцов. Феньков тогда возмущался, что их брали как бандформирование, которое оказывало сопротивление.
Торговцы контрабандой
К моменту ареста супружеской четы у холдинга уже было два завода — в Бишкеке и Петербурге, шесть салонов в России, восемь в Казахстане, три в Киргизии и один в Дубае.
По словам Фенькова, на заводе в Питере только за последние два года ювелиры изготовили более двух тонн изделий. Следствие же уверено, что мощности завода не позволяли производить такое количество ювелирных украшений.
Силовики считают, что производства в Бишкеке и Петербурге работали как прикрытие — перевалочной базой для легализации контрабанды. На украшения ставили клейма и бирки российских производителей и потом продавали через магазины «Алтына».
Якобы в Турции, Италии, Китае и ОАЭ компания скупала готовые изделия. Потом их переправляли на завод в Бишкек или в Казахстан. Так как Киргизия — член ВТО, то за ввезенное золото надо заплатить всего 5% от стоимости партии. А если нелегально, то вообще можно отделаться взяткой. Таким образом из Киргизии и Казахстана украшения попадали в Россию.
Впрочем, по мнению чекистов, Бабосюк и ее муж всего лишь работали на клан экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева. Однако Феньков эту версию отрицает напрочь. «У нас с сыном Бакиева лишь похожие названия фирм», — настаивает он.
«Алтына» больше нет
Владельцы «Алтына» уверены, что следствию необходимо добиться обвинительного приговора. И вот почему. При обысках в салонах и на заводе чекисты изъяли более 1,5 тонн золотых украшений на более чем 100 млн. рублей. По словам сотрудников сети, следователи не утруждали себя в правильном оформлении чужого имущества. Более того, продавцы видели, как товар с прилавков рассовывался по карманам силовиков.
Возмущенные эти фактом люди даже написали об этом Президенту России.
Если супругов оправдают, то все придется возвращать. Это становится большой проблемой для тех, кто осуществлял конфискацию, переписывал и хранил украшения. Выход только один: засудить руководство «Алтына» по статьям, которые предусматривают полную конфискацию. Возможно, поэтому, как стало известно «МК», следственное управление ФСБ возбудило второе уголовное дело против «Алтына». Правда, подробности пока неизвестны.
Однако известно, что значительная часть изъятого товара была произведена вполне легально российскими заводами и принадлежит физическим и юридическим лицам, не имеющим к «Алтыну» никакого отношения. Просто коммерсанты сдавали изделия на реализацию нескольким фирмам, арендовавшим у гипермаркета торговые площади, и теперь просят вернуть имущество.
Так что сам процесс обещает быть громким. Фигурантам дела грозит до 15 лет тюрьмы.