Фотограф, занесенного в книгу рекордов Гиннесса барка "Седов", рассказал об особенностях парусника

Средиземноморский Парусный Клуб, основателями которого являются семейная пара из России - Марина и Игорь Холкины, принял у себя в гостях в Анталии фотографа – Валерия Василевского и всех желающих послушать о яхтах, парусниках, море, уникальном в своем роде барке «Седов» и полюбоваться замечательными работами мастера.

Встреча проходила в субботу, на анталийской базе клуба в Челеби Марине во время недельного визита Василевского для съемки Клуба. Марина рассказала «МК-Турция», что одной из целей их клуба стало приглашать в Анталию необычных людей, связанных с морем, одним из которых и является фотохудожник-маринист – Валерий Василевский.

Валерий только что прилетел со своей персональной выставки в Гамбурге. В Турции фотограф оказался впервые и сказал, что теперь понимает тех людей, которые так стремятся сюда на отдых.

Встреча получилось очень камерной, почти домашней – с интересными рассказами и живым общением. Валерий позвал нас под большие паруса, чтобы хотя бы виртуально соприкоснуться с реликвией мирового парусного флота – барком Седов, и мы послушно и радостно отправились за ним.

Сам Валерий впервые побывал на барке в 1996 году и был настолько подавлен его красотой, размерами, что захотел непременно оказаться на нем в море. Эта мечта жила с фотохудожником 10 лет. И как известно, когда сильно о чем-то мечтаешь, то оно обязательно происходит. Так случилось и в этот раз. В 2006 году Валерий впервые отправился в море на «Седове». И теперь уже не расстается с ним надолго, стараясь 2-3 месяца в году проводить на борту этого судна.

Чем же так уникален «Седов»?

Прежде всего это самое большое в мире парусное судно, в подтверждение чего на барке хранится диплом книги рекордов Гиннесса. Четырехмачтовый парусник, 117 метров в длину (больше футбольного поля), с высотою мачт по 60 метров (20-этажный дом) и площадью парусов 4180 метров.

На барке сохранился оригинальный двойной штурвал, управлять которым могут только два очень сильных или четыре обычных человека. Валерий рассказал, что ребят, которые стоят на штурвале, команда в шутку называет гидроусилителями.

Во всем мире осталось всего два судна класса винджаммеров (так называемых “выжимателей ветра” – крупных парусных судов, построенных по последнему слову гидро- и аэродинамики на тот момент, максимально использующих скорость ветра), которые по-прежнему бороздят моря, с начала прошлого века. Оба эти корабля принадлежат России.

Помните кота Матроскина и его бабушку, которой был хорошо известен человек и пароход? Так вот, второе судно называется «Крузерштерн». Но сейчас речь не о нем.

Седов был построен в 1921 году на немецкой верфи. Только закончилась 1-я мировая и немцы, согласно пакту о капитуляции, не имели право строить военные суда. А у них, между тем, осталось много неиспользованной уникальной для того времени крупповской стали, предназначенной для подлодок, которую и пустили на изготовление винджаммеров. Их было построено очень много, но не выработав своего ресурса, большинство пошли на метал, некоторые сохранились как корабли-музеи.

После 2-й мировой, в соответствии с решением о репарациях, в 1945-м году судно перешло СССР. Тогда оно и получилось название «Седов».

У парусника очень богатая история, не буду вдаваться в подробности. Сейчас же на нем проходят первую морскую практику студенты рыбопромышленных учебных заведений. Так же на борт корабля открыт вход туристам – любопытствующим путешественникам или тем, кто хочет попробовать себя в роли команды. Туристы имеют право участвовать во всех судовых работах – нести вахту на штурвале, подниматься на мачты и быть полноценными членами команды. Экипаж, конечно, помогает туристам по-возможности во всех их затеях и желаниях.

20-го мая 2012 года «Седов» из Санкт-Петербурга отправляется в кругосветное путешествие, которое продлится 13 месяцев.

Валерий рассказал любопытную историю о пожилом немецком мужчине, который написал в компанию, занимающуюся туристическими перевозками на «Седове» письмо с вопросом о том сколько будет стоить совершить на паруснике то самое кругосветное путешествие. Так как обычно туристы покупают тур на переход в один-два порта, сотрудники фирмы были весьма озадачены таким вопросом. Они подсчитали и ответили этому господину, указав весьма приличную сумму. Мужчина же дал свое абсолютное согласие, сказав, что с удовольствием продаст свой дом, купит маленькую квартиру и отправится в путь.

Валерий рассказывал так живо, а фотографии были настолько эмоциональными и глубокими, что казалось еще чуть-чуть и я услышу крики чаек, шум ветра в парусах, почувствую вкус соленых брызг на губах, а молодой симпатичный матрос (один из тех, с фотографий - с глубокими как океан глазами) подаст мне руку. Но вокруг не было суровых айсбергов – только тихий анталийский вечер.

Впрочем, желание оказаться на «Седове», после этой беседы, зародилось и во мне. Кто знает, может быть и мне нужно будет подождать для этого 10 лет. Я никуда не спешу.

Юстасия Щурова, фото Валерий Василевский, МК-Турция