Я направился в стамбульский аэропорт имени Ататюрка для того, чтобы проследить за путешествием чемодана и сфотографировать его.
Это путешествие начинается сразу после регистрации, когда на чемодан помещают наклейку со штрих-кодом. Этот штрих-код представляет собой своего рода удостоверение личности.
Чемодан исчезает на ленте конвейера: теперь он направляется к самолету. Это внезапное исчезновение удивляет: «Как такое большое количество чемоданов без каких-либо трудностей прибывает в место назначения?». Ответ на этот вопрос скрывается на подвальном этаже здания международных рейсов.
Цокольный этаж стамбульского аэропорта имени Ататюрка, где расположены роскошные магазины и шикарные кафе, больше напоминает фабрику. Сюда после регистрации попадают чемоданы. Поскольку в авиации действует множество правил, чемоданы подвергаются многоэтапной проверке службами безопасности. Офицеры службы безопасности аэропорта сразу проверяют подозрительный багаж.
Не фабрика, а конвейер!
Принятые на регистрации чемоданы отправляют на конвейер, расположенный внизу. В специальном просторном помещении чемоданы сортируют автоматические системы, которыми оснащен конвейер, после чего они направляются на самолеты, на которые их необходимо доставить. Параллельно с сортировкой чемоданы просвечиваются рентгеновскими лучами и, если содержимое чемодана кажется подозрительным, то его дополнительно сканируют томографом, своего рода усовершенствованным рентгеном. Чтобы избежать краж здесь постоянно работают камеры видеонаблюдения.
После того, как их просканируют, сумки возвращаются на ленту конвейера. Длина конвейерных лент на цокольном этаже составляет 13 километров. Представляете, какое огромное пространство он занимает? В конце каждого конвейера ожидает трейлер. Чемоданы вручную перекладывают на трейлеры, после чего везут к самолетам. Благодаря этой системе, сконструированной в 2000 году, чемоданы доставляют на самолеты за очень короткое время. Раньше здесь работали сотни человек, и все эти процедуры выполнялись вручную. Сейчас только 80 человек занимаются сортировкой чемоданов на конвейере. Деврим Алкан работает здесь контролером. Алкан говорит, что здесь они постоянно работают наперегонки со временем, он сравнивает это место с заводом, который работает без остановки, 24 часа.
Работники трех разных управляющих компаний относят чемоданы на тягачи и доставляют их к самолетам. Эти тягачи работают на электричестве и не наносят вреда окружающей среде. Все водители тягачей говорят, что им нравится их работа. «Около самолетов очень приятно работать, но нам все время нужно быть внимательными. Малейшая ошибка может иметь серьезные последствия», - делятся они.
Далее чемоданы погружают в самолеты. В среднем самолет может перевезти за полет 250-300 чемоданов. Пребывание самолета на земле занимает около полутора часов. За это время багаж быстро выгружают, самолет моют и загружают в него новые чемоданы. Два сотрудника аэропорта находятся в самолете и закрепляют погружаемые сумки. Если они не будут закреплены как следует, то могут начать двигаться и вызвать проблемы в полёте.
Как теряется багаж?
Благодаря автоматической системе транспортировки багажа, которая была внедрена 11 лет назад, количество случаев утери багажа было практически сведено к нулю. Эмин Чоплан, менеджер системы транспортировки багажа в аэропорту Тепе Акфен (TAV), начал работать с этой системой одним из первых. Он – инженер-механик. Чоплан служил в разных авиакомпаниях, а сейчас работает в TAV. Чоплан уверяет, что чемодан практически не может потеряться. Но судя по статистике, почти 300 чемоданов теряются каждый год в стамбульском аэропорту имени Ататюрка.
Чоплан объясняет, что чемоданы могут погрузить на самолет, который направляется в другое место, из-за простой ошибки сотрудника. Когда такое происходит, найти багаж трудно. Невостребованные чемоданы отправляют в отделение утерянных вещей. Там они хранятся три месяца. Если за это время владельцы не затребуют свой багаж, чемоданы вместе с содержимым продают с аукциона. Деньги с этих аукционов передают благотворительным организациям, таким, как Социальная служба или Общество защиты детей.
В чемодане был цилиндр с природным газом!
Около 100 предметов запрещены для перевозки как в багаже, так и в ручной клади. В самолетах нельзя перевозить взрывчатые вещества, взрывные устройства, оружие и пули. Также запрещается перевозить больше определенного количества некоторых видов алкоголя, косметики, жидкости и спреев. Чоплан говорит, что меры предосторожности усилили после атак 11 сентября (Нью-Йорк 2001 г.). Однако все равно есть пассажиры, которые хотят взять свое оружие с собой или кладут в чемоданы сотни пуль, несмотря на то, что их перевозка запрещена. Работники аэропортов иногда обнаруживают в багаже очень необычные вещи. Цилиндры с природным газом, кошки, собаки и аквариумы – вот лишь некоторые из предметов, о которых рассказывали сотрудники аэропорта, беседовавшие со мной.
Самый тяжелый багаж у паломников
В отношении багажа существует интересная статистика. В этом году стамбульский аэропорт имени Ататюрка поставил новый рекорд, отправив за день 105 тысяч чемоданов. Количество чемоданов, перевезенных пассажирами международных рейсов, составило 80 тысяч штук. Это больше, чем количество чемоданов, которые принадлежат пассажирам внутренних рейсов и трансферов. Самые тяжелые чемоданы у паломников и у пассажиров из Средней Азии. У таких пассажиров часто бывает по два чемодана. Сильно уменьшилось количество багажа у пассажиров из Германии. Ранее эмигранты привозили электроприборы с собой, теперь они предпочитают делать покупки в Турции.
Очень велико количество пассажиров из Америки, которые привозят электронные устройства с собой.
Среднее количество чемоданов, принадлежащих пассажирам международных рейсов- 86 %. Для внутренних авиаперелетов эта цифра меньше. В среднем для пассажиров, которые летят из Анкары в Стамбул, она составляет 28 %.
Говорят, что самые тяжелые сумки среди пассажиров внутренних рейсов у тех, кто летит из Трабзона, Вана и Диярбакыра.