А предание рассказывает о гибели в прошлом адыгейского аула на месте Крымска. Ученые на снимках из космоса увидели, какие преграды сыграли роковую роль при наводнении в Крымске.
Все данные о катастрофе, включая снимки из космоса, обобщают российские ученые. 12 июля они объяснили, откуда появился девятый вал, который сметал все на своем пути. И какие преграды в момент наводнения сыграли роковую роль.
Экипаж, который сейчас находится на МКС, через сутки после трагедии сделал фотографии. Во время очередного витка по орбите космонавты специально снимали зону бедствия. "Мы видим город Крымск, видим, как прошла паводковая волна", - рассказывает руководитель лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Лев Есинов.
Самые важные детали - в нижней части снимка. Железнодорожная насыпь. От нее до города около 3 километров. Автомобильный мост. Поворот с трассы Новороссийск – Краснодар. Эти два сооружения задержали потоки воды, которые мчались на Крымск. Но только на время. Не спасли город, скорее - наоборот. Здесь набиралась критическая масса, передает 1tv.ru.
По словам руководителя лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Льва Есинова, "первая порция дождей, которая была днем и ранним вечером", была этой "насыпью задержана". "В 23 часа все-таки поток проник через это препятствие и пошел в город. Это время 22 часа 30 минут и было началом, когда было объявлено ЧС", - пояснил ученый.
Так железнодорожный мост, первое препятствие для воды, выглядит сегодня: хорошо видно, что здесь, действительно, бушевал поток чудовищной силы, собирал по берегам не просто ветки и деревья, вода уносила с собой даже многотонные грузовики. Все это и не давало воде пройти свободно.
Насыпь размыло. Потребовалось 70 вагонов щебня, чтобы ее восстановить. Железнодорожное полотно просело, но не рухнуло. Отсюда мутный поток устремился к автомобильному мосту. До него около 2 километров. На снимке видно: он расположен буквально на окраине Крымска, сваями разделен на несколько пролетов примерно по 10 метров. Они, скорее всего, тоже забились крупным мусором.
Получилась еще одна стихийная дамба шириной метров 800. Сам мост, плюс насыпь справа и слева. Сначала поток не мог ее преодолеть, потом начал перехлестывать сверху. Постепенно чаша переполнилась. Ночью, когда практически все уже спали, по словам руководителя лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Льва Есинова, поступающая вода "прорвала эту преграду" и "дала импульс", который пошел на город.
Причем из-за того, что вода прорвала сначала одно препятствие, потом – второе, двигалась она рывками, била по Крымску. Если бы железнодорожного и автомобильного мостов не было, не было бы и той самой волны, считают ученые. Как отмечает руководитель лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Лев Есинов, "при прорыве этого препятствия" пошла паводковая волна высотой 7 метров, потому что расстояние между нижней частью этой реки и уровнем автомобильной дороги "как раз составляет 7 метров".
Правда об Адагуме
''Адагум, при всей своей невзрачности и небольших справочных длине (всего 66 километров) и площади бассейна (336 квадратных километров), является одной из самых селеопасных и паводкоопасных рек западной оконечности Северного Кавказа, пишет ученый-блоггер, бывший житель Крымска Иван Днестрянский.
Адагум со своими притоками дренирует весь Свинцовый хребет, большую часть северного склона Маркотхского хребта, истоками Абина дотягиваясь до хребтов Коцехур и Убин-Су. Площадь водосбора реки, таким образом, превышает 1000 квадратных километров. Почти половина площади бассейна - 484 квадратных километра, приходится на реку Абин, которая впадает в Адагум (а точнее, в созданное на нем Варнавинское водохранилище) ниже города Крымска, и, таким образом, не является прямым участником трагедии.
Но так было не всегда. Абин - такое же спящее чудовище, как и сам Адагум. Его название происходит от шапсугского (адыгейского) слова Абин или Абун - гиблое место. Одно из преданий гласит, что некогда этот Абин затопил и снес адыгейский аул, мало кто из жителей спасся.
В конце 70-х начали строить новый комбинатовский 3-х этажный дом в излучине Адагума, на месте, о котором было хорошо известно, что его заливает. Голоса старожилов не были услышаны. Это строительство почему-то никто не остановил, и не запретил.
Наступление на пойму реки развернули частники. Все новые и новые дома возникали в низине, особенно в центре города. Все же хотели иметь дом ближе к центру, а об истории родного города и края почему-то знать не хотели".
Полностью независимое исследование о Крымске.