Пользователи пластиковых карт и электронных кошельков по-прежнему остаются незащищенными. К такому выводу пришли эксперты, обсудившие на «круглом столе» проблемы российской банковской сферы.
Последний пример вопиющего воровства денег в виртуальной реальности стал известен «МК». Тяжелобольного ребенка ограбили в подмосковном Чехове. С электронного кошелька неизвестные перевели 400 тысяч рублей, которые неравнодушные люди собрали для одиннадцатимесячной Илоны Валуевой. Семье нужно срочно оплатить реабилитацию малышки в клинике в Израиле. Беда случилась за неделю до перевода.
Что именно происходит с ребенком, врачи догадались не сразу. Родители Наталья и Дмитрий обращались в разные клиники, но окончательный диагноз Илоне поставили в Российской детской клинической больнице: остеопетроз, он же «мраморная болезнь». Это означало одно — у больных остеопетрозом детей с самого рождения разрастается и уплотняется костная ткань. Малышке срочно был нужен донор костного мозга. Спасти ребенка возможно в Израиле, но суммы на лечение, как всегда, астрономические. Даже продажа квартиры в Чехове не дала бы десять миллионов рублей.
Илону спасла человеческая отзывчивость. Два миллиона уже переведены, и запущен процесс поиска донора. Осталось оплатить реабилитацию маленькой Илоны. Но за неделю до перевода денег в клинику в Израиле с QIWI-кошелька семьи украли 400 тысяч рублей. По правилам компании, в месяц со счета можно снять не более 60 тысяч.
Дмитрий немедленно написал заявление в УВД города Чехова. Возбудили уголовное дело. И тут случилось невероятное: преступники через соцсеть пообещали вернуть деньги. И к настоящему времени уже перечислили 313 900 рублей!
Увы, случай с Илоной — скорее единичный. Незаконное списание средств с пластиковых карт и электронных кошельков сегодня остается одной из главных проблем банковского сектора страны. С ней сталкивается практически каждый россиянин. При этом зачастую возникают спорные вопросы, разрешить которые планируют власти. Так, с 1 января 2014 года вступает в силу 9-я статья федерального закона «О национальной платежной системе», которая должна упростить банковским клиентам возврат незаконно списанных денег. Доказывать вину клиента по спорному списанию денег придется банку. А в случае отсутствия доказательств банк будет обязан вернуть средства в течение одного месяца.
Однако, как отмечают эксперты, документ, наоборот, усложнит жизнь держателей карт. Согласно ему пользователь может оспорить списание средств в течение 10 дней. Если же он не уложится в срок, то он не имеет права требовать свои средства обратно. А это противоречит Гражданскому кодексу, по которому гражданин вправе через суд требовать возмещения. Таким образом, отмечает председатель совета Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков, создается так называемый юридический вакуум.
«Эта статья больше запутывает. Она создает неопределенную ситуацию в судах, она не позволяет Гражданскому кодексу урегулировать спорные вопросы. То есть она никаким образом не защищает потребителей», — заявляет Игорь Костиков.
Эксперт также отмечает, что в настоящее время, в отличие от владельцев счетов, банки и так защищены, так как они страхуют операции, связанные с потерей средств. Таким образом, материальной ответственности, кроме оплаты страховки, банки не несут.
Между тем сами банки не согласны с мнением Костикова. По словам первого вице-президента Ассоциации региональных банков РФ, профессора РАНХиГС Александра Хандруева, статья 9 соответствует мировой практике и направлена только на защиту пользователей. При этом он отметил, что сегодня большая часть мошеннических операций по картам — это так называемый «дружеский фрод». Речь идет о ситуации, когда клиент вступает в сговор с третьим лицом и оспаривает операцию, которую сам же и совершил. По данным исследований одного банка, на недобросовестных клиентов приходится 27,4% от общего количества мошеннических операций по картам. И эксперты опасаются, что недоработка 9-й статьи закона «О национальной платежной системе» приведет лишь к еще большему недоверию со стороны россиян к пластиковым картам, и к банкам в целом.