Несмотря на всеобщую модернизацию поликлиник и больниц, сериал «Доктор Хаус» до сих пор кажется фантастикой не только многим российским пациентам, но и врачам.
Один конкретный пример: теледоктор чуть ли не в каждом втором случае отправляет своих пациентов на ПЭТ — позитронно-эмиссионную томографию. Это такое высокоточное исследование, которое позволяет обнаружить опухоль уже на уровне клеток. Оно выдает трехмерные изображения органов в реальном масштабе времени с супервысоким разрешением — таким, что отчетливо видны патологические образования размером до 2 миллиметров. Оно показывает начальные процессы отмирания участков мозга у больных с Альцгеймером и Паркинсоном. Оно различает среди общей массы атеросклеротических бляшек бляшки нестабильные — только такие могут вызвать инфаркт. В конечном итоге это спасает пациента от необоснованной операции. Ни одно другое исследование в мире такого не показывает. «ПЭТ нужно проводить всем пациентам, которым показано стентирование или шунтирование. Ведь, по научным данным, более 30% стентов в коронарных артериях сегодня ставят необоснованно. В Америке уже был скандал на эту тему, и сегодня там ПЭТ выполняют подобным пациентам в обязательном порядке», — поясняет руководитель отдела радионуклидной диагностики Российского кардиоцентра Владимир Сергиенко.
ПЭТ в странах Европы и США проводят уже три десятка лет в онкологии, неврологии, кардиологии; в Америке это исследование включено в любую медицинскую страховку. По современным западным нормативам, на каждые 500 тысяч населения должен быть один ПЭТ-комплекс. Если, к примеру, применить такие нормативы к нам, в стране должно работать не меньше 300 таких установок; в одной только Москве их требуется пара десятков.
А что на практике? ПЭТ-комплексы у нас есть. Их даже несколько. И некоторые даже реально работают. Работающих мы насчитали пять, и два из них принимают пациентов в Москве. Остальные — в Санкт-Петербурге. Впрочем, «принимают» сказано громко.
Когда я обзвонила столичные ПЭТ-комплексы с целью записаться на диагностику, выяснилось, что установка в центре Росздрава давно на реконструкции. В Бакулевке перед Новым годом временно прекратили запись и обещали возобновить ее в январе, и очередь растянулась уже на месяцы. В клинике военного госпиталя Бурденко сообщили, что аппарат работает только для сотрудников Минобороны. Но в Интернете есть фирмы, предлагающие «организовать» там ПЭТ-исследование для простых смертных за 75 тысяч рублей. Реально работающим оказался комплекс в Онкоцентре им. Блохина, однако в течение нескольких часов в регистратуре просто не брали трубку. А в пресс-центре Онкоцентра мне сказали, что все равно попасть на исследование (при условии, что удастся дозвониться) туда можно не раньше чем через пару месяцев. При этом у онкобольных счет идет на дни...
Еще пара ПЭТ-сканеров есть в столичном кардиоцентре (ФГБУ РКНПК Минздрава России). Но их профинансировало не государство, а один банкир-меценат. Однако и эти установки тоже не работают. ...Еще три года назад группа ученых Российского кардиологического научно-производственного комплекса Минздрава России вместе с ведущими радиологами и онкологами страны на правительственном уровне добилась принятия программы развития ядерной медицины. В числе прочего были выделены деньги на строительство сети из 10–14 ПЭТ-комплексов по всей стране. Где они, эти центры?
Сегодня в США ПЭТ-диагностику ежегодно проходят 13 миллионов человек. У нас — несколько тысяч. В Венгрии ПЭТ-центр работает круглосуточно, рядом даже построена гостиница для пациентов. У нас ничего подобного нет. И будет ли в ближайшие годы?