Возможный запрет на импорт российского угля странами Европейского союза может привести к переориентации маршрутов поставок на Турцию или выходу российских угольщиков на новые рынки сбыта.
Об этом говорится в исследовании кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, имеющемся в распоряжении ТАСС.
"В первом случае торговля со странами ЕС будет вестись через турецких трейдеров, что скажется на снижении маржинальности операций для российских угольных компаний и на увеличении стоимости угля для потребителей в ЕС. Во втором случае угольщики переориентируют свои поставки на рынок Китая, Индии или Турции. Импорт угля в Китае в 2021 году составил более 300 млн тонн, и Китай готов принять новые объемы российского угля. Однако в условиях сохранения предельной загруженности БАМа и Транссиба поставки придется вести через северо-западные или черноморские порты, что удорожает транспортировку в 6,5-7 раз. Рынок Индии в большей степени нацелен на коксующиеся угли, а турецкий рынок не сможет принять весь объем невостребованного угля", - приводится в исследовании слова инженера лаборатории регионального анализа и политической географии географического факультета МГУ Михаила Макушина.
Эксперты считают, что запрет затронет в первую очередь Кемеровскую область, Хакасию и Новосибирскую область. Западное направление перевозок (в особенности порты Усть-Луга, Высоцк, Выборг) потенциально может потерять более 45 млн тонн груза в год, а южное направление - более 6 млн тонн. При этом запрет на импорт почти не затронет восточные регионы: Якутию, Хабаровский и Забайкальский края.
"Если решение по запрету будет принято быстро, то за период с августа по декабрь 2022 года российские поставщики угольной продукции могут сократить экспорт в страны ЕС на 30 млн тонн, что соответствует примерно 3,1 млрд долларов. При этом в большей степени пострадают поставщики энергетического угля, так как 95% поставок в страны ЕС составляет энергетический уголь и только 5% - коксующиеся марки", - полагает Макушин.
Как уточнили в МГУ, Россия поставляет около 50% энергетического угля, который используется для топлива европейских электростанций. В то же время для самой России азиатские страны-соседи (Китай, Япония, Южная Корея) и Европа являются ключевыми рынками сбыта энергетического угля. По данным таможенной службы России, страны ЕС потребляли в 2021 году 22% экспорта российской угольной продукции по объему (49,35 млн тонн) и 20% по финансовым потокам (3,84 млрд долларов).