Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что со стороны стран Европейского Союза увеличилось количество отклоненных заявлений на получение визы, поданных турецкими гражданами.
«Мы неоднократно заявляли о наших ожиданиях быстрого решения проблем, а также направляли дипломатические ноты», — отметил Фидан, отвечая на вопрос законодателей Республиканской народной партии (НРП).
Длительное время обработки и значительное увеличение количества отказов гражданам Турции на получение виз в 27 стран Шенгенской зоны нарушили планы поездок, вызвав негодование со стороны Анкары, которая назвала это «политическим шантажом».
Турция является официальным кандидатом на вступление в Европейский Союз в течение 24 лет, но переговоры о присоединении в последние годы зашли в тупик из-за ряда разногласий и политических препятствий. Турция считает, что выполнила большую часть критериев для членства.
Хотя процесс вступления застопорился, Турция остается ключевым экономическим и оборонным партнером блока из 27 стран.
Анкара в декабре 2013 года начала «диалог по визовой либерализации» с Европейским Союзом. Фидан сообщил законодателям, что Турция выполнила 66 из 72 критериев «дорожной карты» по либерализации визового режима и работает над выполнением остальных критериев.
Министр подчеркнул, что, по данным Комиссии ЕС, в период с 2014 по 2016 год уровень отказов в шенгенской визе составлял около 4%, а после 2016 года начал расти каждый год и достиг 17% в 2021 году. Фидан отметил, что они пригласили в министерство послов нескольких стран ЕС с высоким уровнем отказов и озвучили требования и ожидания Турции по этому вопросу.
Диалог по визовой либерализации направлен на отмену требования для граждан Турции получать визы для краткосрочных туристических, деловых или семейных визитов (90-180 дней) во все государства-члены ЕС, кроме Ирландии, Исландии, Лихтенштейна, Швейцарии и Норвегии.
Указанный диалог, инициированный одновременно с Соглашением о реадмиссии между Турцией и ЕС 16 декабря 2013 года, проводился в соответствии с «дорожной картой», содержащей критерии по пяти основным группам.
Согласно критериям, Турция должна обеспечить безопасность с точки зрения подготовки паспортов в соответствии со стандартами ЕС, биометрических паспортов, удостоверений личности и других подобных документов. Кроме того, необходимо усилить контроль за миграцией, обеспечивающий адекватное наблюдение на границах, а также поддерживать операции ЕС, связанные с иностранцами.
Власти Турции должны обеспечить общественный порядок и безопасность с точки зрения борьбы и предотвращения организованной преступности, терроризма и коррупции. В этом контексте стороны обсуждали гармонизацию с законодательством ЕС в отношении финансирования терроризма, торговли людьми и киберпреступлений, судебного сотрудничества по уголовным делам, защиту персональных данных, основных прав и свобод, недискриминацию, доступ к проездным и удостоверениям личности, доступ к документам, удостоверяющим личность беженцев и лиц без гражданства, а также реадмиссию нелегальных мигрантов.
Шесть условий, а именно пересмотр Закона о борьбе с терроризмом и Уголовного кодекса, соответствие Закона о защите личных данных и его института стандартам ЕС, заключение соглашения о судебном сотрудничестве со всеми государствами-членами, полное выполнение обязательств, вытекающих из реадмиссии, подписание соглашения об оперативном сотрудничестве с EUROPOL и утверждение законов, выполняющих рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы, до сих пор не выполнены.
С начала лета Анкара и ЕС, которые на протяжении многих лет действовали не ради стратегических целей, а только по необходимости, работают над возобновлением связей.
После президентских и парламентских выборов в Турции, завершившихся в мае, Брюссель сменил свою риторику с «важности сотрудничества с Турцией» на «продолжение отношений на стратегической и дальновидной основе».