Письмо, написанное папой Пием II в 1461 году султану Мехмеду II, известному на Западе как Мехмед Завоеватель, вновь всплыло в ходе недавних дебатов, когда его ошибочно представили, как недавно обнаруженный документ из архивов Ватикана.
На самом деле историки изучали этот текст почти столетие, и такие учёные, как Иоганн Вильгельм Цинкейзен, Николае Йорга, Франц Бабингер, Кеннет Мейер Сеттон и Швёбель, опубликовали его подробные анализы.
Последнее научное исследование было подготовлено Озденом Мерджаном в виде диссертации в 2013 году.
Пий II, избранный в 1458 году, унаследовал папский престол в критический момент. Годы его правления совпали с быстрым расширением османских войск при султане Мехмеде II.
Попытки папы сплотить европейских правителей для нового Крестового похода неоднократно терпели неудачу, и его надежды остановить османские завоевания постепенно таяли. В этой атмосфере поражения Пий II изменил стратегию.
Вместо того чтобы отправлять армии, он пытался убедить самого султана принять христианство, полагая, что это обеспечит спасение Европы.
Эта идея не совсем нова. Европейские круги давно строили предположения о религиозных взглядах султана Мехмеда.
Султан спорил с православным патриархом Геннадием о христианском вероучении и даже запросил перевод двадцати глав Библии.
Также ходили слухи, что мать султана Мехмеда была христианкой и он знал наизусть «Pater Noster» – молитву Господню. Некоторые даже предполагали, что он тайно был христианином.
Эти слухи отражали скорее отчаяние Европы, чем реальность, так как христианские державы пытались противостоять османскому наступлению.
В своём латинском тексте под названием «Epistola ad Mahumetem» («Письмо Мехмеду II») Пий II предлагал османскому правителю как духовные, так и мирские блага. Он обещал, что всего несколько капель крещенской воды позволят султану Мехмеду стать «величайшим, сильнейшим и прославленнейшим из ныне живущих».
Папа утверждал, что правление султана будет признано законным, христианские монархи подчинятся ему, и его будут почитать во всех культурах. В письме также подчёркивалось, что земные царства временны, а спасение через Христа дарует вечную славу.
Цель Пия II не ограничивалась обращением в христианство. Он мечтал создать на Востоке христианскую империю под папской духовной властью, надеясь, что это узаконит завоевания султана Мехмеда и устрашит европейских правителей.
Он сравнил потенциальную роль султана Мехмеда с ролью императора Константина, обратившего римлян в христианство.
В этом видении турки последуют за своим правителем в христианскую веру, а владычество султана Мехмеда превзойдёт владычество всех других монархов.
Несмотря на свою смелость, папа так и не отправил письмо непосредственно Мехмеду, возможно, опасаясь отказа или политических последствий. Вместо этого текст был напечатан при жизни султана: сначала в Кёльне в 1469 году, а затем в Тревизо в 1475 году.
Письмо стало известно, как яркий пример риторики эпохи Ренессанса, а не как дипломатический инструмент.
Спустя столетия историк Кемаль Бейдилли отметил, что среди писем Пия II есть текст, представленный как ответ Мехмеда. Хотя его подлинность остаётся под вопросом, письмо примечательно.
В нём османский правитель якобы предлагал папе принять ислам, совершить обрезание и занять пост главного религиозного авторитета — ироничный ответ на предложение папы.