В Москве произошел очередной теракт. На этот раз в аэропорту. По последним данным более 30 погибших, более 130 раненых. Он стал двадцать шестым по счету с 1996 г. И если посмотреть статистику за последние 15 лет, она отнюдь не утешительна. Не смотря на грозные заявления властей о необходимости «замочить террористов в сортире» (В. Путин, 1999 г.), постоянные доклады о поимке новых участников незаконных формирований с Северного Кавказа, усиление контроля за гражданами теракты продолжаются, а количество жертв в год не снижается. Власти постоянно говорят о войне, которая развязана против России безличным международным терроризмом. Но почему за столько лет мы не можем одержать победы над этим врагом?
В первую очередь, следует разобраться в причинах, которые порождают терроризм, выяснить, что заставляет молодых людей жертвовать собой и убивая десятки соотечественников. Только ликвидация причин терроризма может покончить с этим явлением.
Как известно, большинство терактов в России происходит на Кавказе или производится выходцами с Кавказа. Первые крупные теракты в Москве — взрывы многоквартирных жилых домов произошли в 1999 г., когда начиналась Вторая чеченская война. Последние теракты в московском метро в марте 2010 г., в результате которых погибло 38 человек, совершили смертницы из Дагестана. За годы войны, переговоров, контртеррористических операций, не смотря на миллиарды инвестиций Кавказ по-прежнему является самым опасным регионом России.
Современный Северный Кавказ резко отличается от остальной территории России по многим показателям. Это самый бедный регион в стране. Уровень доходов на душу населения там в 10-15 раз меньше, чем в Москве. В ряде республик безработица достигает 50%, а социальное расслоение очень велико. Основными доходами жителей региона являются дотации из центра. В 2011 г. планируется потратить более 400 млрд рублей (10 млрд Евро) только на финансирование крупных проектов. Бюджеты Чечни и Ингушетии в настоящее время на 90% состоят из дотаций, которые распределяются между представителями элиты и их родственниками, членами тейпов и тарикатов. Разумеется, коррупция при этом процветает. Кому не повезло находиться в родственных отношениях с министром обречен в республиках Северного Кавказа на нищенское существование.
Северный Кавказ в настоящее время является лидером по росту населения. Если в абсолютном большинстве регионов России население сокращается, на Кавказе происходит обратный процесс. Значительный процент населения республик Северного Кавказа составляют молодые люди, которые оказываются без должного образования, работы и прочих возможностей для самореализации. Многие из них становятся жертвами пропаганды различных экстремистских организаций.
Поскольку на Кавказе нет работы, а уровень жизни крайне низок, многие молодые люди отправляются в поисках лучшей доли в Москву, Петербург и другие крупные города. Там они редко находят престижную работу, сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны местного населения, а сами часто не соблюдают элементарные правила, принятые в российском обществе. Возникает межэтнический конфликт, который также способствует разжиганию взаимной вражды, способствующей распространению терроризма.
Одной из серьезных проблем является ситуация с российским исламом. В России нет единой организации, координирующей мусульман, единого лидера, который мог бы представлять интересы уммы перед государством. В настоящее время существует 4 крупных легальных объединения мусульман, десятки заигрывающих с властью, но постоянно конфликтующих друг с другом муфтиятов. На Кавказе такая разобщенность приводит многих молодых людей к разочарованию в традиционном исламе тарикатов и увлечению новыми радикальными салафитскими течениями, приходящими из-за рубежа. Часто они проповедуют необходимость ведения священной войны против России любыми методами, в том числе и террористическими.
При всей важности взаимоотношений между исламом и христианством, а также светской властью в России до сих пор нет специального министерства, которое занималось бы межнациональными и межконфессиональными проблемами. Дискуссия об этом возникла вновь после событий 11 декабря на Манежной площади, однако, президент Медведев однозначно осудил возможность создания специального ведомства, которое было бы ответственно за диалог. Это очень напоминает игнорирование серьезной проблемы, которую следует решать немедленно, пока ее обсуждение не перешло окончательно в руки экстремистов с разных сторон.
После терактов различные критики России вновь поднимают вопрос о некомпетентности силовых структур, которые не смогли обеспечить безопасность людей в аэропорту. На самом деле, проконтролировать все и всех невозможно. Такие общественные места, как метро, вокзалы, аэропорты, рынки часто становятся объектами террористических атак именно благодаря их доступности каждому. Милиция, спецслужбы, армия работают, как правило, хорошо. Каждую неделю с Кавказа приходит информация о задержании новых террористов или предотвращении терактов. Однако, проблему нельзя решить одним насилием, не искоренив ее причины.
Турция еще недавно сталкивалась со схожими проблемами. Стратегия мононационального государства ставила фактически вне закона курдов Юго-Восточной Анатолии. Политика дискриминации, экономические и социальные проблемы региона привели к созданию мощного сепаратистского движения. Однако, в последнее время можно увидеть снижение напряженности в курдских районах. Жесткая борьба с терроризмом, характерная и для России, сейчас сопровождается развитием курдского языка и культуры, динамичным экономическим развитием региона, открытием там новых университетов и приглашением ведущих специалистов из центра. Может быть, России следует обратить внимание на турецкий опыт урегулирования межнациональных конфликтов и перенимать его?