В преддверии Ярославского форума один из его высоких участников, Президент Турецкой Республики Абдуллах ГЮЛЬ, рассказал в интервью «МК» и информационному порталу «МК-Турция» об отношениях с Россией, борьбе с кризисом и демократическом опыте Турции.
— Расскажите, пожалуйста, о тех вопросах, которые будут обсуждаться на встрече в Ярославле. Какие темы стоят на повестке дня?
Я рад принять участие в третьем по счёту ярославском форуме по приглашению Президента России господина Медведева. Ярославский форум — это особая платформа, где за небольшой период в глобальном смысле был внесён важный вклад в развитие мысли и политических дискуссий. Здесь на встрече с избранной группой слушателей, прибегая к опыту Турции, я постараюсь внести свой вклад в обсуждение темы «современное государство». Я уверен, что на ярославском форуме, обретшем силу благодаря инициативе Президента России Дмитрия Медведева, даётся здравая оценка стремительно меняющихся потребностей сегодняшнего общества и проблем, с которыми сталкиваются правительства стран. Я убеждён, что ярославский форум является полезной платформой для развития мировой мысли, он будет способствовать совершению верных шагов.
Как мне известно, на двух прошлых форумах рассматривалось понятие «современное государство» и всесторонне обсуждалось, какой смысл несёт это понятие в сегодняшних условиях. В этом году внимание на форуме будет приковано к вопросу социального многообразия. В моей речи, которую я собираюсь произнести на форуме, я расскажу участникам о взгляде Турции на этот вопрос и поделюсь с ними своими оценками.
Ярославль — город с тысячелетней историей. Он внёс вклад в развитие очень многих областей от политики до экономики, от культуры до науки, от искусства до спорта. В Ярославле собраны важные произведения мирового культурного наследия. Во время моего визита в этот город мы проведём двусторонние переговоры с Президентом России моим дорогим другом Дмитрием Медведевым. Мы обсудим стоящие на повестке дня вопросы, связанные с турецко-российскими отношениями, и обменяемся мнениями по имеющим отношение к нашим странам международным и региональным темам.
— Каким Вы видите будущее российско-турецких отношений? Какими проектами в политической, экономической и культурной областях поддерживается приоритет, отдаваемый стратегическому партнёрству?
— Стремление построить атмосферу доверия, стабильности и сотрудничества с нашими соседями и близкими нашему государству странами, особенно с Россией, в целом один из главнейших элементов многосторонней и сбалансированной политики. Наши отношения, развивающиеся в положительном ключе, важны для мира, стабильности и благополучия во всём регионе. Поэтому мы считаем важным, с точки зрения сохранения и укрепления атмосферы взаимного доверия, выстраивать с Россией искренний и открытый диалог.
Частые взаимные визиты на высоком уровне представителей Турции и России, а также постоянно развивающиеся торгово-экономические и энергетические связи за последние годы изменили характер и масштаб турецко-российских отношений. Россия является важным игроком в нашем регионе. Мы считаем, что крепнущие турецко-российские отношения будут иметь положительное влияние в региональном и глобальном плане.
Совет сотрудничества высшего уровня, первое совещание которого состоялось в прошлом году в мае во время официального визита Дмитрия Медведева в нашу страну, а также подписанные соглашения придали нашим отношениям новое измерение, и наше сотрудничество перешло организационный уровень.
Во время визита в Россию премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана с 15 по 17 марта 2011 года было проведено второе совещание Совета. Также во время этого визита произошёл обмен нотами, что было необходимо для вступления в силу соглашений об условиях взаимных поездок граждан и о реадмиссии. Данные соглашения действуют с 16 апреля 2011 года. Теперь граждане обеих стран совершают безвизовые туристические, деловые и специальные поездки, срок которых не превышает 30 дней. Затем Турция в одностороннем порядке приняла решение увеличить срок безвизового пребывания в Турции российских граждан до 60 дней, это решение действует до 31 декабря 2011 года. Мы сообщили российским властям, что готовы в двустороннем порядке увеличить это срок до 60 дней, а если российская сторона захочет, и до 90 дней. Считаю, что безвизовые поездки будут в значительной степени способствовать укреплению отношений между Турцией и Россией в различных областях, прежде всего в области экономики, торговли, транспорта и туризма, укреплению контактов между народами, узнаванию и сближению наших граждан.
Торговое и экономическое сотрудничество является локомотивом отношений двух стран. В 2010 году объём торговли между Турцией и Россией составил 26,5 миллиардов долларов. Теперь же поставлена цель в ближайшие пять лет увеличить этот показатель до 100 миллиардов долларов. Также наши отношения в энергетической области с осуществлением в ближайшее время новых проектов представляют ценную возможность для развития сотрудничества и партнёрства между нашими странами.
— Вы считаете реальной цель довести за пять лет общий объём торговли до 100 миллиардов долларов? Что бы Вы могли посоветовать российским предпринимателям, планирующим разместить инвестиции в Турции?
— Россия является самым важным экономическим и торговым партнёром Турции в регионе. Турция и Россия, всегда несущие на себе большую ответственность в региональном и глобальном плане, хорошо знают друг друга. Наша общая цель — на этой благодатной почве ещё больше углубить наше партнёрство в опоре на взаимное доверие и выгоду во всех сферах, главным образом в экономической и торговой областях.
В связи с глобальным экономическим кризисом в 2009 году объём торговли между нашими странами снизился до 23 миллиардов долларов. С первых месяцев 2011 года положение стало улучшаться, и в конце 2010 года объём торговли превысил 26 миллиардов долларов. В первой половине 2011 года данный показатель достиг 13,6 миллиардов долларов, и на фоне общего экономического и финансового кризиса это достижение обнадёживает. Чтобы достичь заявленной цели, то есть 100 миллиардов долларов за пять лет, Турция будет продолжать прилагать все усилия. Мы верим, что эта цель может быть достигнута.
Глобальная экономическая конъюнктура, конечно, является важным фактором, оказывающим влияние на наши экономические и торговые отношения. Вместе с тем для достижения поставленной цели у обеих стран на самом высоком уровне есть необходимая политическая воля. По сути, у нас не осталось никаких барьеров для придания нового импульса всестороннему сотрудничеству, которое мы начали выстраивать в торговой, экономической и энергетической сферах благодаря конкретным шагам и решениям, принимаемым во время встреч на высоком уровне и на совещаниях комиссий двух стран. Поэтому чтобы верифицировать наши торговые и экономические отношения, сбалансировано развивать их, важно и дальше стимулировать эти процессы и оказывать необходимую поддержку. В двусторонней торговле между нашими странами большую долю составляет импорт российских нефти и газа — 70%. Россия остаётся для нас страной с самым большим внешнеторговым дефицитом. Очевидно, что устранить наличествующую в наших торговых отношениях несбалансированность можно через увеличение нашего экспорта в Россию и нашего предложения на услуги. Мы убеждены, что смягчение ряда мер будет способствовать достижению нашей цели, например, речь идёт о высоких рекомендованных ценах на российской таможне особенно на текстильные и кожаные изделия. Эти цены препятствуют увеличению турецкого экспорта в Россию. Точно так же важно увеличение торговых операций между нашими странами с помощью национальных валют.
В то время, когда мир борется с кризисом, Турция оказывается одной из немногих стран, в которых банки и финансовые учреждения обладают прочной структурой. На фоне экономического кризиса, который оказывает глубокое воздействие на крупные экономики, влиятельные рейтинговые агентства дважды повысиликредитный рейтинг нашей страны.
|
||
Президент Турецкой Республики Абдуллах Гюль. |
Экономика Турции растёт самыми быстрыми темпами по сравнению с государствами-членами Организации европейского экономического сотрудничества и благодаря этим достижениям Турцию уже сравнивают с Китаем. В прошлом году экономика Турции выросла на 8,9%, в первой четверти 2011 года — на 11%. В 2010 году турецкий экспорт составил 114 миллиардов долларов, а импорт 186 миллиардов. Это естественный результат радикальных реформ, которые осуществила и продолжает проводить в жизнь Турция в области права, политики и экономики.
Экономический рост благодатно сказывается и на инфраструктуре в таких сферах, как транспорт, энергетика, сельское хозяйство, благоустройство, образование, здравоохранение. Турция в последние годы всё больше вкладывает денег в инфраструктуру. В 2009 году общий объём инвестиций в инфраструктуру составил 107 миллиардов долларов. Благодаря развитой инфраструктуре Турция становится центром притяжения для иностранных предпринимателей.
Иностранные инвесторы всегда отдают предпочтение надёжным, стабильным, благополучным странам. И Турция стала в этом смысле одной из самых привлекательных стран в мире. Прямые инвестиции за последние 8 лет достигли 93,6 миллиарда долларов. Доход составил примерно 40 миллиардов долларов не включая приватизацию.
Мы очень рады, что количество российских инвестиций в Турции превысило 7 миллиардов долларов. Вот уже несколько лет всё больше российского капитала идёт на телекоммуникации, энергетику, туризм, производство железа и стали в Турции. Чем больше российских фирм, оценив по достоинству возможности, предоставляемые Турцией, будут вкладывать инвестиций, тем больше результатов будет это приносить обеим странам. Мы готовы оказывать всестороннюю помощь российским инвесторам, которые захотят размещать в нашей стране свои инвестиции.
— В области энергетики с подписанием договора о строительстве атомной станции Аккую был сделан исторический шаг. Возможно ли осуществление проектов по Южному потоку, Самсуну-Джейхану и других проектов в области энергетики?
— Сфера энергетики — важная сфера сотрудничества между нашими странами. Энергетика в торговых отношениях играет большую роль. Запуск проекта, связанный с постройкой российской стороной на площадке Аккую атомной станции, перевел наши отношениям в области энергетики в новое измерение. Проект Аккую ведёт к долгосрочному сотрудничеству наших стран — более чем на 60 лет. Планируется, что в этом году в рамках проекта мы отправим в Россию 50 студентов, которые будут изучать ядерную энергетику. В ближайшие годы их число возрастёт. Естественно, такое сотрудничество вносит важный вклад в развитие турецко-российских отношений.
Продолжаются консультации и по другим энергетическим проектам, которые также имеют стратегическое значение для обеих сторон. В предстоящий период мы будем ещё активнее работать по этим вопросам.
Так как газопровод Южный поток может быть построен в особом экономическом регионе Турции, необходимо точно определить координаты газопровода, и нужно, чтобы Турция их одобрила. Россия в настоящий момент продолжает необходимые технические работы для установления всех координат газопровода.
Проект, предусматривающий постройку обходного нефтепровода Самсун-Джейхан, направлен на повышение транспортной безопасности в турецких проливах. Из-за плотного движения проливы становятся всё менее безопасными для перевозки нефти. Авария на Босфоре представляет серьёзную угрозу и для населения Стамбула, и для исторических и культурных объектов, и для экологии. Если на проливах произойдёт авария, то перевозка нефти может быть приостановлена. Это тоже надо учитывать. Проект Самсун-Джейхан носит стратегическое значение как для нашей страны, так и для России.
— Для российских туристов Анталия стала «второй родиной». Что Турция может предложить россиянам в оздоровительной, исторической, религиозной и других областях альтернативного туризма?
— О развитии туристического сектора нашей экономики, которая в последнее время основывается на прочной стабильности, необходимо сказать особо. Количество посетивших нашу страну российских туристов, которое в 2008 году составило 2,9 миллионов человек, в 2009 году, несмотря на мировой экономический кризис, достигло отметки в 2,7 миллиона. А в 2010 году Турцию посетили уже 3,1 миллиона российских туристов. Мы придаем большое значение тому, чтобы наша страна оставалась для туристов из России наиболее популярным местом отдыха.
Задачей Турецко-Российской Совместной Комиссии по туризму является регулярное рассмотрение отношений между нашими странами в этой области и выявление в ней новых сфер сотрудничества. Комиссия успешно работает для того, чтобы ожидания российских туристов от отдыха оправдались в полной мере.
Для нас важно, чтобы на протяжении всего времени отдыха наших российских друзей, была полностью обеспечена их безопасность, оказан дружелюбный прием и выказано турецкое гостеприимство, чтобы они вернулись домой, привезя с собой из Турции прекрасные воспоминания.
Турция остается самой посещаемой туристами страной не только благодаря таким красотам своей природы, как ласковое солнце, чистое море и белый песок. Наряду с этим наша страна становится одним из немногих мировых центров развития таких областей, как оздоровительный, культурный, религиозный туризм; горнолыжный спорт, гольф и экстремальные виды спорта также широко представлены. С целями оздоровительного туризма в Турцию приезжают не только из стран региона, но также и значительное количество туристов из развитых европейских стран. Мы приглашаем наших российских друзей также воспользоваться этими возможностями.
— Позвольте сменить тему разговора и обсудить другие вопросы, связанные с Турцией. Как мы можем расценивать меняющуюся сегодня Турцию? Какова основная динамика развития Анкары в экономической, политической и других областях?
В первую очередь я должен отметить, что процесс изменения и реформирования в Турции насчитывает два столетия. Результатом этого процесса является нынешний демократический строй, опирающийся на соблюдение прав человека и главенствующую роль закона, действующая свободная рыночная экономика, активная внешняя политика, проводимая в соответствии с новыми мировыми процессами.
В действительности, для осуществления здорового, эффективного изменения необходимо правильно понимать потребности народа и внешнего мира, динамику его развития, а также, принимая во внимание эти критерии, проводить конструктивную политику. Турция, опираясь на накопленный за годы опыт, стремится осуществить эту стратегию в наилучшем в виде.
К тому же, за последние 10 лет с учетом мнения народа были осуществлены важные шаги для дальнейшего улучшения условий жизни наших граждан, и на этом пути уже зафиксированы значительные успехи. Мы решительно намерены продолжать развиваться дальше в этом направлении. Таким же образом, благодаря проводимой стабильной политике и структурным реформам, осуществленным в экономической сфере за последние 10 лет, экономика Турция занимает 16-е место в мире и 6-е место в Европе по паритету покупательной способности.
Турция под воздействием прогресса, зафиксированного во всех областях ее общественной жизни, включая экономическую, начала демонстрировать также более активную и эффективную внешнюю политику. Наряду со стратегией возрастающего применения «мягкой силы» Турция отдает приоритет работе в направлении поощрения стабильности, сотрудничества и благополучия в своем ближайшем регионе и за его пределами. Она избрала роль страны, благоприятствующей разрешению международных конфликтов.
|
||
Президент Медведев с супругой Светланой и президент Гюль с женой Хайруниссой. Анкара, 2010 год. фото: Александр Астафьев |
В рамках избранной политической стратегии наша страна стремится выработать и по возможности наиболее эффективно осуществить подход, основанный не на фиксации внимания на самом кризисе, а на его предупреждении и разрешении. Турция, проводя свою политику, руководствуется такими принципами, как «всеобщая безопасность», «политический диалог», «экономическая взаимозависимость», «культурная гармония» и «взаимоуважение». Кроме того, Турция не боится взять на себя глобальную ответственность, используя свои возможности. В связи с этим хочу отметить, что благодаря совместным усилиям государства и турецкого народа для помощи пострадавшим от голода в Сомали за месяц был собран фонд в размере 300 миллионов долларов.
Турция позиционирует себя как страну, обладающую широким спектром возможностей и способностей для привнесения вклада в оценку перспектив и разрешение проблем в центре афро-евразийского региона, который, как ожидается, окажет решающее воздействие на будущее мировой системы. Турция намерена продолжать действовать в рамках этой стратегии.
— Есть ли какие-либо изменения в политике Турции, называемой «ноль проблем с соседями»? Вспоминая происходящее в Сирии, Египте и Ливии, Вы могли бы сказать какого рода риски существуют, когда делается выбор, чью сторону принять — правительства или народа?
— Наша политика «ноль проблем с соседями» является сегодняшним отражением девиза «Мир в стране, мир во всем мире». Этому девизу наша страна следует с момента создания государства и по сей день. Конечно же, невозможно разрешить все проблемы сразу, да и окружающие условия постоянно меняются.
Мы стремимся к тому, чтобы, вместо заострения внимания на различии во мнениях, поощрять сближение с народами, осуществлять максимально полное сотрудничество, учитывая взаимные интересы и выгоды для наших народов. Стихийные изменения и преобразования, произошедшие на Ближнем Востоке и в Северной Африке, не опровергли основные аргументы нашей политики, наоборот, лишь подтвердили ее правоту. Турция продолжит предпринимать максимум действий для создания политического климата, такими благами которого, как демократия и мир, смогут воспользоваться все народы региона.
Турция, начиная с первой искры пламени перемен, вспыхнувшей в Тунисе, заняла принципиальную позицию, и подчеркнула необходимость выполнения законных требований народа, выражаемых им с помощью мирных методов. Мы верим в то, что этот процесс нельзя повернуть вспять. Власти, вместо того, чтобы противиться необходимым изменениям, для их упорядоченного осуществления должны положить начало всестороннему и эффективному переходному процессу.
В сущности, еще в 2003 году, выступая на заседании Организации Исламской Конференции, в котором я принимал участие в должности министра иностранных дел, я призвал к осуществлению реформ, необходимых для привнесения порядка в страну. Происходящие сейчас события отчетливо и ясно показали, что наступило время изменить все то, с чем не хотят больше ассоциироваться страны региона, а именно столкновения, бедность, беззаконие и насилие.
Ясно, что в сегодняшнем мире нет места для авторитарных, закрытых режимов, однопартийных правительств. В наш век, когда индивидуум, день ото дня набираясь сил, все больше выходит на передний план, правители, которые, не прислушиваясь к законным требованиям своего народа, отказываются проводить необходимые реформы, не оправдывают ожиданий и теряют народное доверие, не могут оставаться у власти. Турция всегда желала, чтобы народы и правители региона осуществляли соответствующие запросу времени политические, социальные и экономические реформы в рамках собственной динамики внутреннего развития и ожиданий народа, опираясь при этом на компромисс и диалог. Наша страна неоднократно делала такого рода предложения региональным лидерам. С этой точки зрения Турция с первых дней событий в регионе объявила о том, что находится на стороне народа, на стороне его спокойствия и счастья.
— Каким может быть влияние «Арабской весны» на Турцию?
— Народы Ближнего Востока и Северной Африки, во весь голос выражая свои требования большей независимости, демократии и соблюдения прав человека, ясно показали свое стремление с надеждой смотреть в будущее. Мы думаем, что эти события должны были произойти после окончания Холодной войны, в 90-х годах, ветер перемен достиг стран Ближнего Востока и Северной Африки с задержкой в 20 лет. Произошедшие народные выступления опровергли устойчивое искаженное представление о том, что демократическая форма правления в нашем регионе не возможна, и показали решительность этих народов в стремлении восстановить попранную честь и достоинство.
Нынешний этап является поворотным моментом, после которого возвращение к старому уже не возможно. Это процесс содержит в себе как большие возможности, так и серьезные трудности. Мы полагаем, что изменения, происходящие на Ближнем Востоке и в Северной Африке, обладают объединяющей способностью, которая доказывает, что свобода, права человека и демократия не могут быть монополизированы ни одной группой. В связи с этим, мы считаем, что разжигание этнической, конфессиональной и религиозной розни или же нарушение территориальной целостности стран являются угрозами, противоречащими самому духу происходящего, а потому требуют предотвращения.
Переход к демократии — это изматывающий и требующий времени процесс. Для того чтобы события, происходящие на арабских улицах, приобрели упорядоченную, многостороннюю и структурную демократическую основу, должно быть достигнуто единство целей. Для того чтобы, не теряя времени, выполнить требования народа, необходимо параллельно проводить политические, экономические и социальные реформы. Поэтому особое внимание должно быть уделено тому, чтобы международное сообщество, получив разрешение задействованных в процессе стран, ставя на первое место требования местного населения и не ущемляя права стран, которым оказывается помощь, поддержало процесс преобразований, чтобы в районе возникли и прижились демократические институты, и наступила стабильность.
В связи с этим Турция со своим историческим опытом является вдохновляющим примером: эта страна, в которой большинство граждан являются мусульманами, сочетает демократию, модернизацию и ислам. Турция всегда готова поделиться со странами региона своим накопленным опытом демократии, исторического, институционального и технологического развития.
— Будут ли в будущем выдвинуты новые инициативы по проблеме Нагорного Карабаха и отношениям с Арменией? Анкара ждет следующего шага от Еревана?
— Очевидна особая важность Южного Кавказа, как региона, соседствующего и с Турцией, и с Россией. Мы, руководствуясь стратегией, нацеленной на создание в ближнем регионе обстановки мира, стабильности и благополучия, стремимся достичь обстановки, благоприятствующей миру, безопасности и сотрудничеству, и в этом регионе.
Как вы знаете, проблема Нагорного Карабаха в настоящее время является главным препятствием для достижения такого благоприятного климата на Южном Кавказе. Я полагаю, что мнение Турции по этому вопросу совпадает с точкой зрения Российской Федерации. Прогресс, которого можно достичь на пути разрешения карабахского конфликта, с этой точки зрения будет иметь решающее значение.
В связи с этим я хочу еще раз подчеркнуть, что мы готовы оказать всестороннюю поддержку поиску разрешения проблемы, личное участие в котором принимает президент Российской Федерации Медведев, а также сделать все необходимоедля дальнейшего разрешения конфликта. Прогресс, достигнутый на этом пути, несомненно, окажет положительное влияние на турецко-армянские отношения. Такова позиция Турции по вопросу нормализации отношений с Арменией. Мы искренне желаем успешного завершения процесса нормализации. В процессе становления стабильного мира на Южном Кавказе и налаживании сотрудничества и благополучия в странах регионах и за его пределами, нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, а также между Турцией и Арменией не должна восприниматься как отдельный процесс, она требует рассмотрения на общерегиональной основе.