Главной причиной конфликта г-на Прохорова с властью стало его желание включить в списки кандидатов в депутаты Госдумы от «Правого дела» главу фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана.
Г-н Ройзман — фигура, безусловно, неоднозначная. Его богатая биография полна как пассионарных акций, так и громких скандалов.
Ройзману — 49 лет, он родился в Свердловске, окончил Уральский университет по специальности «историк-архивовед». Вообще, «творческая составляющая» в жизни Евгения Вадимовича весьма сильна — он почетный член Российской академии художеств, собиратель дорогостоящих икон (музей которых он даже создал в городе Невьянске) и поэт — издал несколько сборников и публиковался в литературных журналах. Реализовать меценатские наклонности г-ну Ройзману помогала его предпринимательская деятельность: например, он являлся соучредителем крупной ювелирной фирмы.
Но в какой-то момент Евгению Вадимовичу стало тесно в родном городе, и он решил пойти в большую политику: в 2003 году избрался в Госдуму по одномандатному Орджоникидзевскому округу Свердловской области. Именно в ходе той выборной кампании и всплыла информация о криминальном прошлом Ройзмана: его конкурент по одномандатному округу, экс-начальник Свердловского УБОП Василий Руденко обвинил его в связях с оргпреступностью и привел данные о наличии у Ройзмана судимости.
Как тогда писали СМИ, в 1981 году Евгений Ройзман был осужден сразу по трем статьям: за кражу (ст. 144, ч. 2 УК), мошенничество (ст. 147, ч. 3 УК) и незаконное «ношение, изготовление или сбыт» холодного оружия (ст. 218, ч. 2 УК). Тогда Орджоникидзевский народный суд в городе Свердловске приговорил его к трем годам лишения свободы условно с привлечением к труду. По некоторым данным, Ройзман обокрал девушку, которая с ним сожительствовала...
Избраться на второй срок в Госдуму Евгению Вадимовичу не удалось — он пытался войти в список «Справедливой России», однако съезд партии его кандидатуру не утвердил, в первую очередь из-за «криминального шлейфа», тянущегося за политиком.
Памятна также история с дракой между Ройзманом и его коллегой по «СР» Евгением Зяблицевым — политики сцепились в студии «Радио Урал». Комиссия Госдумы по этике тогда рассматривала вопрос о даче согласия на возбуждение против Ройзмана уголовного дела, однако эту тему удалось спустить на тормозах.
А уже после того, как в 1999 году Ройзман выступил в качестве одного из основателей фонда «Город без наркотиков», у него вновь появились проблемы с законом. На этот раз камнем преткновения стали весьма своеобразные — если не сказать силовые — методы борьбы с наркоманией.
Напомним, не так давно обвинительным приговором закончилась карьера одного из близких соратников Ройзмана — наркоборца Егора Бычкова. Он возглавлял фонд «Город без наркотиков» в Нижнем Тагиле. В октябре прошлого года суд Дзержинского района Нижнего Тагила приговорил Бычкова к 3,5 года в колонии строгого режима. Его признали виновным в совершении преступлений по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и ст. пп. «а», «ж» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в отношении двух и более лиц). Собственно, это история наглядно показывает, какими методами действовали сотрудники реабилитационных центров фонда.
Имидж Ройзмана как «наркоборца» весьма неоднозначен. Ведь, по сути, статистику наркомании по Свердловской области вряд можно назвать лучшей, чем в среднем по России. «В прошлом году произошел такой случай. У фонда есть так называемые реабилитационные центры. Там работают очень просто: туда родители сдают наркоманов, наркомана пристегивают наручниками, чтобы он переломался, и иногда его там бьют, если он сильно мешает всем жить. И у них погиб там парень в прошлом году. Они реально его просто забили. Но в итоге все было инсценировано, как будто бы им подкинули труп. Это была у них большая проблема...» — пояснил источник «МК» в Екатеринбурге...
В родном городе Ройзмана конец его политической карьеры предрекали уже давно, считая, что это просто дело времени. Так, по словам руководителя аппарата администрации Екатеринбурга Сергея Тушина, Евгению Ройзману помешала его «криминальная репутация»: «Позиция руководства страны о том, что люди с криминальной репутацией не должны участвовать во власти, достаточно понятна. Именно по этой причине в свое время Ройзман не стал членом списка партии „Справедливая Россия“. Последние события, связанные с партией „Правое дело“, лишний раз подчеркнули отношение федеральных руководителей к попыткам граждан с криминальным прошлым участвовать в выборах».