В эпоху 90-х вернулось не государство, а Рабочая партия Курдистана

Колумнист газеты Yeni Şafak Ясин Доган в своей колонке попытался доказать, что борьба, начатая против курдских боевиков не есть возврат к методам 90-ых, а вынужденный ответ террористам, которые хотят, чтобы в регионе воцарилась анархия того времени. Времени, когда на юго-востоке Турции могли легко находится и манипулировать курдскими боевиками тайные организации и спецслужбы. 

Вместе с активизацией терроризма на востоке и юго-востоке страны возникло и опасение, что складывающаяся ситуация слишком уж похожа на ситуацию 90-х годов. А вернее сказать, это опасение связано с государством, которое, как думалось, будет отдавать приоритет политике «безопасности». 

Высказывались предположения о том, что государство вернется к издавна применяемой  и причиняющей многочисленные страдания населению региона политической тактике, что, в свою очередь, крайне негативно скажется на уровне жизни и создаст обстановку хаоса, главным элементом которого станет тотальное насилие. 

Между тем, уже в первые дни возросшей нестабильности правительство заявило, что речь ни в коей мере не идет о возвращении к методам 90-х годов, а неверные шаги, предпринятые в прошлом, там же и останутся. С демократического пути не свернут, борьба с терроризмом будет вестись в рамках закона, а действия, приносящие население в жертву, будут вычеркнуты из списка дозволенных мер. 

Вероятно, нельзя говорить о полном отсутствии негативного влияния на жизнь в регионе, в котором осуществляются террористические акты. Однако вместе с тем, взвешенные и гуманные по отношению к населению действия государства в значительной степени снижают негативные влияния. В действительности государство до нынешнего момента не предприняло ни одного шага, который мог бы заронить подозрения о возвращении в эпоху 90-х годов, в то время как Рабочая партия Курдистана (РПК) своими действиями активно подтверждает подобные опасения. Сегодня она представляет собой террористическую организацию образца 90-х годов. 

Какая тема наиболее активно муссировалась и подвергалась критике в 90-е годы? «Террористов не отличают от невинных граждан, ставят их на одну чашу весов…». Сегодня государство обращает внимание на тонкость грани между террористической организацией и гражданским населением (возросшая эмоциональная близость между террористической организацией и массой населения, поддерживающей эту организацию, может затруднить отделение террористов от мирных граждан, но самое главное заключается в том, чтобы по отношению к террористам и их политическим сторонникам не применялся один и тот же подход). А между тем  РПК убивает  невинное гражданское население. После Сиирта убийства мирных жителей, маленьких детей продолжились в Батмане и Юксекова. Террористическая организация действует, не признавая никаких ценностей, не страшась буквы закона. 

Совсем другое дело, когда речь заходит о том, что, прикрываясь борьбой с терроризмом, на деле осуществлялось колоссальное давление на население. Сегодня давление и насилие в регионе исходит именно от террористической организации. РПК давит и запугивает жителей деревень, голосующих за другую партию; РПК не дает выборщикам осуществить свое законное право отдать голос; РПК силой вынуждает закрывать ремесленные цеха; РПК угрозами держит в страхе учителей; РПК ломает и разбивает оборудование бизнесменов, осуществляющих капиталовложения в регион…Она ни что иное, как организация, стремящаяся с помощью давления и насилия установить собственный авторитет. Государство же, напротив, нацелено на свое утверждение в регионе посредством помощи и заботы, оно не применяет силу для того, чтобы воздействовать на население, а старается развивать правовые основы и свободы, делать вложения в экономику, инфраструктуру. Разница между террористической организацией и государством заключается в том, что организация применяет по отношению к населению давление, а государство выдвигает на первый план демократию и развитие. 

Ситуация, наблюдаемая в 90-е годы, также являлась примером развития региона с помощью теневых отношений, попыток регулировать процесс с различными силами. Сегодня РПК является ничем иным, как служанкой интересов и целей международных сил в регионе. Также, как, с точки зрения демократизации, совершаемые террористические акты подтверждали статус-кво каждого значимого достижения, они служат интересам различных государств в период, когда Турция приобретает характер региональной силы. 

В 90-е годы политические акценты смещались от терроризма и борьбы с ним в сторону давления, препятствия преграждали дорогу усилению демократии и развитию свобод. Главными жертвами этой грязной игры становилась демократия и ее политический представитель.  Сегодня ни террор, ни стратегии безопасности не могут лишить силы гражданскую политику, не могут приостановить развитие свобод и правовой сферы общества. Террор РПК оказывает влияние главным образом на политику Партии мира и демократии, ограничивает ее область деятельности. 

Сегодня РПК является пешкой в грязной игре, оживляющей в памяти 90-е годы. Она проливает кровь, осуществляет давление, саботирует процессы демократического решения проблем. Население региона неизбежно выразит протест против РПК. Политики, пытающиеся оправдать эту дикую позицию, которая разрешает использовать любые средства для достижения цели и проливает кровь невинных людей, подрывая свой собственный политический авторитет, отдаляются от демократии и человеческих ценностей.

Tеги: Турция