Эта книга, которая поступила в продажу только 3 сентября, стала бестселлером №1 на Amazon.Com, еще не выйдя в свет. Издательство Dutton, выпустившее ее, сначала заготовило тираж в 300 тыс. экземпляров в твердой обложке.
Затем тираж повысился до 400 тыс. и, наконец, до 530 тыс., хотя еще ни один экземпляр не был продан. Такого история американского книгоиздательства еще не знала. Рекламировался, по сути дела, кот в мешке. Поначалу его должны были выпустить из «мешка» 11 сентября, в очередную годовщину терактов 2001 года. Но Америке было невтерпеж, да и Пентагон нахохлился.
Речь идет о книге «No Easy Day» («Нелегкий день»). Подзаголовок объясняет, о каком «нелегком дне» идет речь. Он гласит: «Рассказ из первых уст о миссии, которая закончилась убийством Усамы бен Ладена». Автор книги — Марк Оуэн, которому помогал журналист Кевин Маурер. Марк Оуэн — псевдоним, который уже потерял свой смысл, поскольку имя подлинного автора разоблачено. Это Мэтт Биссоннетт, один из «морских котиков» — тех, кто принимал участие в ликвидации лидера «Аль-Каиды».
О том, как погиб бен Ладен, уже много писалось. Но авторы этой писанины «рассказывали со слов...». Автор «Нелегкого дня» — прямой очевидец и активный участник рейда на Абботтабад, где находился дом Усамы. И именно это обстоятельство делает драматическими даже самые прозаические детали.
Как известно, Пентагон грозится отдать автора под суд за то, что он нарушил «соглашение о конфиденциальности», которое дают спецназовцы. Более того, он и издательство не передали рукопись на цензуру министерству обороны, как это положено, и не получили его «добро». Пентагон намекает, что в книге раскрываются данные, которые могут нанести ущерб национальной безопасности страны. Я не эксперт в этой области и тем более не подвизаюсь в цензорах у минобороны. Но на мой любительский взгляд, «Нелегкий день» никаких таких секретов не содержит. Недаром издательство не обратило внимания на пентагоновский окрик. Его юристы уверены, что отобьют автора и Dutton у пентагоновской юстиции, хотя автор может лишиться своего гонорара со многими нулями.
Ядро книги, естественно, сам налет и убийство бен Ладена. Автор рассказывает, как «морские котики» пристрелили старшего сына бен Ладена Халида. Один из спецназовцев узнал его и громким шепотом позвал «Халид!». Услышав свое имя, тот высунулся. Он замешкался всего на мгновение, но этого было вполне достаточно. Снайперы расстреляли его.
Оуэн рассказывает далее, как ведущий «котик» первым выстрелил в бен Ладена еще до того, как «тюлени» ворвались в его спальню. Бен Ладен словно подставлял себя под огонь снайперов. Когда «тюлени», ворвавшись в спальню, увидели распростертого на полу бен Ладена, они вновь выстрелили ему в голову. Именно этот выстрел оборвал жизнь террориста № 1.
Но не это потрясает. Об этом можно было догадаться, хотя бы в общих чертах, даже не читая книги, дьявол — в деталях. Обыскивая спальню, автор открыл комод, в котором лежало белье убитого. Автора поразило то, что оно было чистым, «как и мое белье». Все оружие бен Ладена — автоматы и пистолеты — оказалось незаряженными. Реакция автора на эту деталь: «Какая честь в том, что ты посылаешь на смерть других за то, за что ты сам не хочешь сражаться».
Однако психологически еще более потрясает прозаическое и деловое описание того, как автор тащил на себе труп Усамы в вертолет. Он жалуется на то, что тела мертвых особенно тяжелы. Тело было запихано в пластиковый мешок. Уже на борту вертолета автор высвободил из мешка голову убитого и начал фотографировать ее. Для получения максимального сходства с натурой ему пришлось несколько раз перекладывать знаменитую бороду бен Ладена то налево, то направо. Одновременно автор сравнивал лицо убитого с буклетом его прошлых фотографий. Выяснилось, что лучшим опознавательным знаком оказался лишь нос бен Ладена. Все остальное его лицо было сплошным кровавым месивом. Весь обратный путь из Абботтабада автор сидел, скорчившись у трупа бен Ладена. Другой «тюлень» сидел прямо на трупе. Издевательство над павшим врагом? Отнюдь нет. Просто вертолет был слишком перегружен...
Остальная книга о том, как автор стал морским спецназовцем. Еще мальчишкой в Аляске он прочел книгу Джина Вентца «Люди с зелеными лицами». Он мечтал стать «котиком» и написать затем книгу, «как эта». Мечты автора сбылись. Процесс превращения в «тюленя» был нелегким. «Если бы я пропустил хотя бы одно приседание, с моей карьерой было бы покончено», — пишет автор. Штурм зданий «тюлени» отрабатывали где-то на Миссисипи. Они неоднократно штурмовали макет-модуль, из которого можно было сварганить и зал заседаний, и ванную комнату, и даже танцевальный зал. За новичками пристально наблюдали инструкторы. «Штурмы» повторялись по нескольку раз, и каждый раз, как в игре на выбывание, наиболее неуклюжие отсеивались. Один неправильный шаг, и ты «капут», пишет автор.
Если судить по книге «Нелегкий день», то «котикам» было куда веселее при президенте Буше, чем при президенте Обаме. При Обаме — до рейда на Абботтабад — автор принял участие лишь в миссии по спасению Ричарда Филипса, капитана торгового судна «Maersk Alabama», захваченного сомалийскими пиратами. С этим связаны некоторые политические выпады автора против нынешнего президента. Любопытно, что автор припоминает Обаме и то, что тот не выполнил своего обещания и не пригласил спецназовцев, убивших бен Ладена, в Белый дом на кружку пива «местного разлива». И все это не просто пивная пена. Нет никакого сомнения в том, что книга «Нелегкий день» будет вброшена в предвыборную карусель.
...Читая о том, как «тюлени» сидели на трупе бен Ладена, как фотографировали его лицо, манипулируя его бородой, я невольно вспомнил смерть Хаджи Мурата, описанную великим Толстым. Вспомнил я и фото убитого Че Гевары. Вспомнил палачей Тьера, сфотографированных у горы трупов защитников Парижской коммуны, и другие аналогичные сюжеты. Разные времена и даты. Разные жертвы и палачи. Разный политический спектр. И все-таки ошибались древние римляне, когда утверждали, что труп врага всегда хорошо пахнет.