Миллионы работников вредных производств попадут под «переаттестацию»

Проблемы с наполнением бюджета и гигантский дефицит Пенсионного фонда побудили власти сделать то, что они должны были сделать как минимум лет 10 назад.

В Госдуму внесен пакет законопроектов, который затрагивает интересы нескольких миллионов россиян — тех, кто трудится в условиях, дающих право на пенсию «за вредность». Досрочную пенсию они получат лишь в случае, если работодатель платил за них повышенные страховые взносы.

Тех, кто уже получает досрочную пенсию, и тех, кто вот-вот на нее выйдет, нововведения не коснутся.

В 2012 году из 33 млн. пенсионеров почти 11 млн., то есть каждый третий, вышел на пенсию по льготным основаниям. 6 млн. «досрочников» - работники вредных и опасных производств. Так как никаких дополнительных страховых взносов за этих россиян их работодатели не платили (честно, по закону!), досрочные пенсии выплачивались и выплачиваются из общего котла (что уже не очень честно).

В 2002 году, в рамках «зурабовской» пенсионной реформы, была сделана попытка создать «профессиональную» пенсионную систему, и Госдума даже приняла в первом чтении законопроект, обязывающий хозяев вредных и опасных рабочих мест вносить дополнительные 2% с фонда зарплаты, чтобы обеспечить выплату досрочных пенсий. Но дальше дело не пошло: депутаты 9 лет ждали поправок от правительства, а правительство не решалось (то выборы, то кризис) наступать на любимую мозоль хозяев сырьевых производств — по странному стечению обстоятельств, именно они в основном являются вредными и опасными... В конце концов в 2011 году сильно протухшая инициатива была парламентом «убита».

Но в 2012 году приняли закон, который вводит-таки дополнительные тарифы на работников, чьи профессии, работы, должности перечислены в Списках 1 (особо вредные и опасные производства) и 2 (просто вредные и опасные), утвержденных еще Камином СССР в лохматом 1991 году. Освободиться от дополнительной налоговой нагрузки можно лишь по результатам специальной оценки условий труда, которая признает условия труда на том или ином месте не влияющими негативно на здоровье человека.

Законопроекты о правилах проведения такой оценки и связанных с нововведением изменениях подготовлены правительством и внесены сейчас в Госдуму.

Инициатором специальной оценки экспертами рабочих мест должен стать сам работодатель, он же оплатит экспертизу. Впрочем, в пояснительной записке к документам говорится, что оплата услуг консультантов при подготовке к сертификации системы охраны труда обходится предприятиям и организациям в 17 млрд. рублей ежегодно, и эти средства можно будет сэкономить после введения в силу закона о специальной оценке, и направить «на иные мероприятия».

Исходя из результатов оценки все рабочие места поделят на классы. 1-й и 2-й (оптимальные и допустимые условия труда) не дают права на льготы, в том числе и пенсионные, и не налагают на работодателя дополнительных обязательств. 3-й и 4-й (вредные и опасные условия труда) право на льготы и гарантии дают, и право на досрочную пенсию тоже. А работодатель на каждого работника, по чьему здоровью наносится удар, станет платить дополнительные страховые взносы в ПФ: от 2 до 7% - если речь идет о 3 классе, и 8% - если речь идет о 4-м классе.

Законопроект особо предупреждает: досрочная пенсия будет выплачиваться лишь в пределах тех страховых сумм, которые внес работодатель, если он платил недобросовестно — к нему и вопросы.

Альтернативой дополнительным взносам в государственный ПФ становятся негосударственные, корпоративные пенсионные фонды. Если взносы делаются туда на основании коллективного или индивидуального договора (в размере не меньше установленных государством, больше можно) — это и будет единственный источник финансирования досрочных пенсий.

Предложенная система призвана простимулировать работодателя улучшать условия труда — чтобы платить потом меньше в разные там фонды. Или...

Или «договариваться» с экспертами, имеющих право на проведение специальной оценки рабочих мест. Потенциальную коррупциогенность процедуры авторы законопроектов признают: они прописали даже запрет на привлечение для оценки организаций, чьи учредители состоят в близком родстве или свойстве с учредителями или руководителями предприятий, на которых происходит оценка. Тот же запрет коснется и экспертов.

Главное заинтересованное лицо — работник — должен присутствовать при проведении экспертизы, и имеет право в крайнем случае обжаловать ее результаты через суд.

Предполагается, что новая систему будет вводиться постепенно: начнет работать она с 2014 года, но до 2018 года работодатели смогут не дергаться — если сами не захотят, а результаты аттестации рабочих мест, если ее она проводилась до вступления закона в силу и еще не истек, сомнению не подвергаются.

«Риски возможных негативных последствий принятия законопроекта отсутствуют», - оптимистично утверждает правительство в пояснительной записке.