Выборы мэра российской столицы не остались без внимания зарубежной прессы.
«МК» приводит фрагменты из статей американских и европейских изданий, которые, не впадая в истерию, констатируют одну и ту же общую мысль — с участием Навального в избирательной кампании соотношение сил на политической арене России изменилось.
The Guardian: “Результат Навального — достигнутый без финансовых, административных и медийных преимуществ, которыми наслаждаются должностные лица — был расценён как ясный знак недовольства правящей элитой. В «третьей столице» России — Екатеринбурге — активист антинаркотической кампании Евгений Ройзман, похоже, победил на мэрских выборах своего противника из правящей партии «Единая Россия». Подобный результат также позорен для Кремля. В преддверии московских выборов многие эксперты говорили, что для Навального и 20% станут впечатляющим результатом... Неожиданно высокий результат оппозиционного лидера, которого он добился после упорной уличной агитационной кампании, может стать поворотным моментом в политической жизни России. На прошлых выборах, по большей части, доминировали кандидаты из партий, лояльных Кремлю».
The Telegraph: “Для Навального, над которым всё ещё нависает угроза пятилетнего тюремного заключения, это (результаты выборов) может стать билетом на волю. Знающие люди уже сказали, что цифра в 20% или более сделает невозможным для властей заключение Навального в тюрьму. Кроме этого, Кремль может взволновать и результат Евгения Ройзмана, победившего на выборах мэра четвёртого по величине города России - Екатеринбурга”
The New York Times: “Выборы многими рассматривались как необычный состязательный тест для путинской власти, после массовых протестов 2011-2012 годов, связанных с общероссийскими выборами, включая и третье переизбрание самого Путина. Хотя сейчас и нет непосредственной угрозы власти Путина, выборы показали, что его длительное правление в качестве безоговорочного авторитета породило значительное недовольство, по крайней мере - в политической и экономической столице страны. Навальный превратил выборы в своего рода референдум по Путину. Однако в обозримом будущем Кремлю не грозят сколь нибудь значимые вызовы на выборах. Следующая общенациональная избирательная кампания пройдёт лишь в 2016 году.Сторонники же Навального, большинство из которых молоды и образованы, теперь стоят перед вопросом, как поддерживать ту энергию, которую породило его участие в выборах. Некоторые жаловались на низкую явку и глубокую апатию (избирателей)».
Associated Press: “Его (Навального) участие в мэрских выборах вдохновило в обществе такую предвыборную кампанию, подобной которой в городе ещё не было. В ней участвовали порядка 20000 волонтёров, раздававшие листовки у метро или развешивавшие баннеры на балконах. По нескольку раз в день близ станций метро проводились митинги. Собянин же не проводил активной кампании, предпочитая вместо этого роль уверенного в исходе выборов мэра, позволяющего своей работе говорить за него».
Le Monde: “На протяжении всей избирательной кампании Алексей Навальный испытывал давление со стороны Кремля, пытавшегося ослабить его политическое влияние. Его участие в выборах, даже с учётом того, что у него не было доступа к средствам массовой информации и он вынужден был вести кампанию на улицах и в интернете, изменила положение в стерильном политическом пейзаже России, где оппозицционеры в течение 10 лет воспринимались как маргиналы».
Le Figaro: “Российская власть выиграла битву за Москву, но далека от победы над оппозицией. Лидер оппозиции, который приобрёл известность в ходе массовых манифестаций зимой 2011-2012 гг., был в июле этого года осуждён на пять лет... Сам он и его сторонники отвергли «политический вердикт». Дезориентированная, власть отпустила его, ожидая рассмотрения апелляции, и позволив ему таким образом принять участие в избирательной кампании. Сегодня это может обернуться против Кремля. С более, чем 30% поддержки — против прогнозируемых 18% - Навальный укрепил свой статус путинского оппонента номер один. Отправив его в тюрьму, власти рискуют сделать из него мученика. Оставив его на свободе, они обречены на длительное противостояние с сильным противником».