Глава Белого дома объявил поход против глобального потепления, но об этом все забыли

В этом году Барак Обама встал на тропу другой войны, чем война в Сирии: он собрался воевать за сохранение биосферы.

Разрушительный ураган «Сэнди» и рекордная засуха в прошлом году, обширные лесные пожары этим летом — природные катаклизмы в Америке, как и везде в мире, становятся все более частыми и интенсивными. Обама хочет возглавить всемирную борьбу против экологического апокалипсиса, но в США ему не хватает единомышленников.

Экологическое сознание американцев — не самое передовое в мире: по этому показателю жители Нового Света ближе к России, чем к экологически продвинутой Западной Европе. Соответственно, и вашингтонские законодатели, не чувствуя давления со стороны общественности, до сих пор не поддерживали экологических устремлений президента. Но он решил действовать, опережая общественное мнение, обходя бездействие Конгресса и изыскивая для «войны за климат» миллиарды долларов, невзирая на экономические трудности.

Обама и его программа

В конце июня, выступая перед студентами и преподавателями Джорджтаунского университета, Барак Обама огласил новый план борьбы с глобальным потеплением. Президент пообещал американцам, что их страна возглавит борьбу в планетарных масштабах за сохранение экосферы Земли. «Мы обязаны это сделать для следующих поколений, то есть для вас», — сказал он, обращаясь к наполнившей зал молодежи, которая с энтузиазмом поддержала инициативу президента.

Новый план Обамы включает в себя три основных раздела: повышение эффективности энергопользования, ускоренное развитие альтернативных источников энергии в госсекторе и ограничение выброса в атмосферу парниковых газов. Последний пункт этой повестки дня, очевидно, станет главным камнем преткновения: загрязняющие экосферу предприятия редко соглашаются по доброй воле тратить миллионы на природоохранные мероприятия, и их в этом поддерживают союзники большого бизнеса в Конгрессе — республиканцы.

В 2009 году Палата представителей Конгресса США приняла, при активной поддержке Белого дома, законопроект, который предусматривал установление правительством лимита на общий выброс парниковых газов в атмосферу. Корпорации, по замыслу авторов законопроекта, должны были покупать (и могли продавать) разрешения на выброс парниковых газов в том или ином количестве. Билль также предписывал энергокомпаниям к 2020 году удовлетворять 20% спроса на их услуги за счет возобновляемых источников энергии и технологических новшеств, экономящих потребление энергии. Однако стараниями республиканцев этот билль «умер» в Сенате в 2010 году.

Обамовскую программу внедрения «зеленых» технологий подорвали еще и скандалы с улетевшими в трубу ассигнованиями на альтернативную энергетику. Так, корпорация Solyndra получила от федерального правительства гарантии на заем в размере $535 млн плюс налоговые льготы от штата Калифорния на $25,1 млн, а в 2011 году компания объявила банкротство и уволила всех своих сотрудников — тысячу с лишним человек. Солнечные панели оригинальной конструкции, которые производила Solyndra, оказались неконкурентоспособными — в частности, по отношению к простым и дешевым панелям китайского производства.

Тем не менее президент США настроен решительно: чтобы избежать законодательного противодействия в Конгрессе, он издаст исполнительные указы, которые обяжут электростанции (они дают около 40% всего выброса парниковых газов на территории США) сократить загрязнение. Президент поручил Агентству по охране окружающей среды разработать к июню 2014 года, в сотрудничестве с властями штатов и предприятиями энергетической отрасли, новые стандарты выброса в атмосферу двуокиси углерода и других парниковых газов действующими электростанциями. А уже к концу сентября этого года должны быть разработаны более жесткие экологические стандарты для будущих электростанций на углеводородном топливе.

Правительство покажет пример частному бизнесу

Речь идет в первую очередь об угле. По словам профессора Дэниэла Шрэга, директора Центра исследований в области охраны окружающей среды Гарвардского университета (он также входит в Совет консультантов по науке и технике при Белом доме), от президента ждут одного: «чтобы он начал процесс закрытия угольных ТЭЦ». Профессор отмечает: «Из политических соображений Белый дом не решается объявить войну углю. Но сегодня требуется именно это».

Второй по величине фактор загрязнения атмосферы — автомобили. Вашингтонская администрация уже ввела новые, более жесткие требования по выхлопу для грузовиков моделей 2014–2018 годов. План Обамы предусматривает дальнейшее ужесточение этих норм, что позволит до 2030 года сократить выброс СО2 в атмосферу на три миллиарда метрических тонн.

За годы президентства Обамы федеральное правительство уменьшило свое, «собственноручное» загрязнение атмосферы на 15%. В течение ближайших семи лет у государственных ведомств 20% энергобаланса будут составлять возобновляемые источники энергии — солнце, ветер и т.п. А это не пустяки: например, на базах Пентагона, который является самым большим потребителем энергии в Америке, будут установлены объекты альтернативной энергетики с суммарной мощностью 3 гигаватта (это — эквивалент сжигания трех миллионов тонн угля).

Не обойдется без дополнительных расходов. Стоимость своего плана в долларах Обама не назвал, но, как сообщала The New York Times, в пакет запланированных ассигнований входят $8 млрд в виде кредитных гарантий на внедрение энергосберегающих технологий, в том числе на электростанциях, работающих на угле и природном газе. Еще $7 млрд будет израсходовано на различные международные проекты, в первую очередь в развивающихся странах (например, на защиту населения от затопления в результате подъема уровня мирового океана).

По расчетам экспертов, осуществление нового президентского плана может сделать реальной цель, объявленную Обамой в 2009 году на конференции ООН в Копенгагене по глобальному изменению климата: сократить к 2020 году выброс парниковых газов на 17% по отношению к уровню 2005 года. Но это касается только Америки: как констатировал в своем выступлении Обама, сокращение выброса парниковых газов в атмосферу имеет место в США, но не в мире в целом.

Противников становится все меньше

Оппоненты Обамы будут, вероятно, противодействовать его новой инициативе (пока до нее просто руки не дошли ни у него, ни у них). Республиканцы сперва отрицали глобальное потепление как таковое, потом — его антропогенное (вызванное человеком) происхождение, а сейчас отрицают необходимость срочно принимать меры с целью остановить климатические изменения. Они могут попытаться объявить подзаконные акты Обамы противоречащими закону, или выбить из-под них финансовую основу, или саботировать их практическое осуществление на местном уровне — в т.н. «красных» штатах, где органы власти контролирует Республиканская партия.

Однако даже «красные» штаты, не говоря уже о «синих» (демократических), в последнее время стали постепенно «зеленеть». Пример — штат Техас, насквозь республиканский, который создал специальный банк для финансирования проектов водоснабжения (Техас страдает от катастрофических засух).

Политиков подталкивают к изменению их позиции настроения электората: среди избирателей-республиканцев увеличивается процент людей, которые понимают серьезную опасность, исходящую от глобального потепления. Опрос, проведенный в этом году социологической службой Гэллапа, показал, что 52% республиканцев верят в глобальное потепление; в 2011 году таких «верующих» среди консерваторов было лишь 39%.

У демократов эти показатели намного выше: три четверти «значительно или сильно обеспокоены» глобальным потеплением, 78% убеждены в его антропогенном происхождении. А в среднем «значительно или сильно обеспокоены» 58% американцев. Для Америки это высокий показатель.

Явный признак роста экологического сознания — отношение штатов США к проблеме регулирования автомобильных выхлопных газов. Существуют федеральные стандарты, обязательные для соблюдения на всей территории страны, — они не слишком суровые. Гораздо жестче калифорнийские стандарты по выхлопу: штат, у которого в свое время была тяжелейшая проблема со смогом в Большом Лос-Анджелесе, принял максимально строгие нормы по выхлопным газам. Остальные штаты могут выбирать между федеральными и калифорнийскими стандартами. И количество штатов, «живущих по-калифорнийски», постоянно растет: сегодня это Аризона, Массачусеттс, Нью-Йорк и еще десяток штатов, не считая самой Калифорнии и столичного Федерального округа Колумбия.

С 2016 года все автомобили в США должны будут соответствовать калифорнийской норме выхлопа. А в последующие годы эту норму планируется ужесточить — федеральное агентство по охране окружающей среды работает с властями Калифорнии над совместными стандартами на период 2017–2025 гг.

...Кстати, становясь на тропу войны за экологию, Обама напомнил скептикам, что эта сфера не всегда была (и не должна быть) ареной межпартийной борьбы. Агентство по охране окружающей среды США появилось на свет благодаря президенту-республиканцу Ричарду Никсону в 1970 году. Другой президент-республиканец, Джордж Буш-старший, впервые признал, что «деятельность человека меняет атмосферу Земли неожиданным и беспрецедентным образом».

Обама призывает законодателей проявить сознательность на благо Америки и всего мира. Будет ли услышан его призыв — большой вопрос. В американской политике все решают деньги, а денег у нефтяников и угольщиков много. Хватает и на подкуп политиков, и на мобилизацию экспертного мнения ученых — тех, которые продаются. Есть, увы, и такие.

Ну и, конечно, умы соотечественников Обамы сейчас гораздо больше занимают бюджетные сокращения, медленный рост экономики и ситуация вокруг Сирии. За чистоту планеты повоюем как-нибудь потом. Хотя может оказаться слишком поздно.

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» ГЛАВНЫХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ АТМОСФЕРЫ ПАРНИКОВЫМИ ГАЗАМИ

(Ежегодные данные аналитической и консалтинговой фирмы Maplecroft, специализирующейся на глобальном риск-менеджменте.)

  1. Китай — 6 млрд 18 млн тонн.

  2. США — 5 млрд 903 млн тонн.

  3. Россия — 1 млрд 704 млн тонн.

  4. Индия — 1 млрд 298 млн тонн.

  5. Япония — 1 млрд 247 млн тонн.

  6. Германия — 858 млн тонн в год.

  7. Канада — 614 млн тонн.

  8. Великобритания — 586 млн тонн.

  9. Южная Корея — 514 млн тонн.

  10. Иран — 471 млн тонн.

Илья Бараникас, Московский Комсомолец
Tеги: Мир, Обама, США