Возрастной ценз на продажу алкоголя может подскочить с 18 до 21 года. Под запрет для молодежи должны попасть не только крепкое спиртное, но и пиво, а также слабоалкогольные коктейли.
А за нарушение этого правила нужно наказывать не только владельцев торговых точек, но и губернаторов. С такой инициативой выступили парламентарии и активисты общественного движения «Закон-21». Пакет подготовленных ими поправок в законы, регулирующие продажу алкоголя в России, уже вынесен на рассмотрение правительства.
Как пояснил «МК» первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеслав Фетисов, повышение возрастного ценза — это не подражание странам Запада, а доказанная медиками необходимость. Якобы инициативу в настоящее время поддерживают 76% россиян, и еще ни один другой законопроект не получил такой масштабной общественной поддержки. По словам сенатора, человек только с 21 года может осознанно решить, нужно ему пить спиртное или нет, — когда человеческий организм «созреет» полностью, до конца сформируются биохимические структуры мозга и психика. А до этого момента молодежь находится исключительно под влиянием моды, стереотипов и рекламных роликов.
К продавцам спиртного, которые нарушат новый закон, хотят применять самые строгие меры. Например, лишать лицензии на торговлю алкоголем пожизненно. Законодатели уверены, что страх перед таким наказанием должен подействовать на бизнесменов. Ведь сейчас достаточно всего лишь заплатить солидный штраф, и лицензию предпринимателю вернут. Но даже такие расходы — это копейки по сравнению с выручкой. К тому же рейды Роспотребнадзора в регионах проходят нерегулярно, сетует Фетисов. Поэтому наказывать за продажу алкоголя молодежи надо не только владельцев магазинов, но и муниципальные власти. Если в городе или области возрастет количество юных алкоголиков, этот регион может быть лишен государственного финансирования. То есть разгильдяйство по отношению к здоровью молодежи градоначальнику, например, может стоить годового трансферта на строительство автодорог.
По мнению авторов законопроекта, запрет продавать горячительное лицам до 21 года надо распространить не только на водку или крепленое вино, но и на «легкий» алкоголь. Как рассказал главный специалист — нарколог Минздрава Евгений Брюн, так называемые «коктейли» — это настоящее боевые отравляющие средства. Недавно ученые провели эксперименты на лабораторных мышах: дали зверькам выпить модный суррогат из спирта с ароматизаторами и дешевое пиво. От этого зелья мыши лысели и умирали в муках. А выжившие после эксперимента навсегда лишились здоровой печени.
Законодатели настолько вошли в раж, что предложили запретить процесс распития спиртного дома или в дружеской компании. Услышав законный вопрос «как», они стушевались и начали говорить о роли религии, а потом переключились на культуру пития. По словам Фетисова, никакой речи о культуре употребления алкоголя для молодежи быть не может. Сейчас многие вузы и колледжи с радостью распахивают свои двери проповедникам «культурного питья». Представители алкогольных компаний, а также сомелье и прочие «специалисты» на лекциях рассказывают студентам, какие напитки и в каких дозах нужно пить на вечеринках и праздниках. Пока такие проповеди законны. Но на деле это самая настоящая реклама алкоголя. Поэтому авторы поправок считают необходимым ввести штрафы для образовательных учреждений за подобные лекции.
Кстати, из кино и телефильмов сцены с бутылкой водки или пьющей компанией тоже могут вырезать. Такие кадры не имеют ничего общего с национальным колоритом, заявил первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. А в принципиальных случаях киношникам придется доказать, что именно эти моменты являются ключевыми эпизодами для художественного замысла картины.