Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что обязательный религиозный курс в школах Турции нарушает статью о праве на образование Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), и призвал Турцию перейти на новую систему, в которой ученикам не требовалось бы посещать такие занятия.
Во вторник ЕСПЧ вынес приговор по апелляции, поданной в Анкаре в 2011 году 14 гражданами Турции, которые являются последователями алавитской веры, относительно обязательного урока «Культура религии и знание нравственности», преподаваемого в турецких школах. Заявив, что недавние изменения, внесенные в учебники, недостаточны для исключения в классах нарушений ЕКПЧ, суд напомнил турецкому государству о его «обязанности быть нейтральным и беспристрастным» в отношении религиозных вопросов.
Суд заявил, что меры должны быть приняты как можно скорее, чтобы студенты больше не были обязаны брать эти предметы, и что такой курс должен быть предложен в качестве факультатива.
Согласно документу ЕСПЧ, Турция нарушила 2-ю статью ЕКПЧ в случае школьника Мансура Ялчына (гражданин обратившийся с данным вопросом в ЕСПЧ) и других граждан страны. «В частности, в сфере религиозного просвещения система образования Турции все ещё не полностью подготовлена для обеспечения уважения к убеждениям родителей», — подчеркнул Суд. Кроме того, он отметил, что, в соответствии с ранее принятым решением суда по другому подобному случаю, Турция должна исправить ситуацию незамедлительно.
Решением суда отмечено, что хотя Турция ввела некоторые изменения в структуру религиозных курсов, в том числе включив информацию об алавитской вере, «содержание учебной программы на самом деле не было пересмотрено, так как она в основном сосредоточена на знании ислама в том виде, как это практикуется и интерпретируется большинством турецкого населения».
Суд постановил, что должна быть введена в действие процедура исключений, так как заявители убеждены, что принятый в религиозных классах подход может привести их детей в состояние «конфликта верности» между своими ценностями и теми, которым учат в школе. Он отметил, что «заявители жаловались на то, что расхождения между подходом, принятым в учебной программе, и особенностями их веры относительно суннитского понимания ислама были настолько велики, что они вряд ли могут быть решены путем простого включения в учебники информации об алавитском веровании и практике». Он также сообщил, что христианские и еврейские ученики уже имеют возможность получить освобождение от религиозных занятий, и добавил, что почти все страны ЕС предлагают метод освобождения от уроков религиоведения.