Дискредитация Эрдоганом Bank Asya вынесена на обсуждение в парламент

Попытка президента Реджепа Тайипа Эрдогана дискредитировать Bank Asya, крупнейший исламский кредитный банк Турции, была вынесена на повестку дня заседания парламента в рамках парламентского запроса.

На прошлой неделе президент заявил, что банк «уже обанкротился», хотя закон запрещает клеветнические высказывания в адрес финансовых учреждений.

Депутат главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Мехмет Шекер, представляющий провинцию Газиантеп, направил запрос вице-премьеру Али Бабаджану по поводу мер, предпринимаемых правлением Bank Asya против непрерывных попыток нанести ущерб репутации и финансовому благополучию банка.

Преамбула запроса, состоящая из 10 вопросов, подчеркивает статьи о банковской деятельности, запрещающие любые преднамеренные действия или публикации о банковском учреждении, которые могут вызвать недоверие к деятельности банка, а также к его активам и имиджу.

«В течение последних десяти месяцев это основное правило постоянно нарушалось премьер-министром 61-го правительства, его советниками, 12-м президентом и СМИ, известными своими тесными связями с правительством», — говорилось в запросе. В рамках парламентского запроса Шекер поинтересовался, действительно ли были предприняты все юридические действия против людей и СМИ, нарушивших закон. И если нет, то по каким причинам судебное разбирательство еще не началось.

В прошлый вторник Эрдоган высказал явную угрозу в адрес Агентства банковского регулирования и надзора Турецкой Республики (BDDK), являющегося независимым регулирующим органом, в связи с тем что он не принял мер в отношении Bank Asya, и потребовал, чтобы инспекторы наложили арест. Инспекторы же полагают, что в применении подобных мер нет необходимости.

В четверг Эрдоган продолжил высказывать обвинения, заявив, что банк уже является банкротом.

В запросе Шекер также привлек внимание к тому факту, что некоторые информационные агентства и СМИ предположили, что BDDK применил к Bank Asya статьи 68, 70 и 71, хотя СМИ не пришли к единому мнению, какие статьи были применены по отношению к банку. Запрос Шекера указывает на эти предположения и на их достоверность.

Первые две статьи, упомянутые Шекером в законе BDDK, включают постепенные меры, которые агентству поручено принять, чтобы помочь банку преодолеть финансовые проблемы. Последняя статья относится к наложению ареста на деятельность банка в связи с его неисправимо тяжелой ситуацией. В то же время, по слухам в прессе, Bank Asya перешел под контроль BDDK и продолжает привлекать капитал.

Кроме того, в своем запросе Шекер отметил, что в то время как наверняка ничего не известно о действиях BDDK, президент публично объявил, что банк обанкротился.

Другие вопросы, входящие в парламентский запрос: «Какие государственные компании и учреждения отозвали свои деньги из Bank Asya до окончания срока? Какова сумма потерь, от которых пострадали государственные учреждения в результате преждевременных изъятий средств? Каковы причина, сроки и масштабы проблем ликвидности Bank Asya? Деятельность скольких банков на сегодняшний день подпадает под действие статей 68 или 70 BDDK? Что это за банки, и по каким причинам они подпадают под действие этих статей? Какие решения и шаги предпринимались до сих пор BDDK в отношении Bank Asya? Какие юридические действия были предприняты до настоящего времени против тех, кто нарушил закон о банковской деятельности, выступив с заявлениями, порочащими престиж и благосостояние Bank Asya? Если никакие юридические действия не были предприняты, в чем заключается причина бездействия?»

Бывший министр: давление на банки подрывает доверие

Бывший министр промышленности и торговли от Партии справедливости и развития (ПСР) Али Джошкун предупредил правительство, что политическое давление на BDDK или банки не только навредит этим банкам и их клиентам, но также будет иметь более широкие последствия для экономики в целом. В интервью Bugün daily Джошкун пояснил, что такие действия могут, например, привести к низкой оценке Турции кредитными рейтинговыми агентствами, в результате чего произойдет массовый отток капитала.