Тайна «российской подлодки» в Швеции раскрыта

Военно-морские силы Швеции продолжают поиск таинственной субмарины в водах Стокгольмского архипелага, где в пятницу были отмечены признаки "иностранной подводной деятельности".

В операции принимают участие сотни военнослужащих, задействована авиация. Хотя официально власти не называют страну, которой может принадлежать подлодка, многие шведы уверены, что речь идет о России. Откуда «растут ноги» этой уверенности и кому выгодна громкая поисковая операция – об этом «МК» рассказал ученый-скандинавист из Балтийского федерального университета им. И. Канта, блогер Аркадий РЯБИЧЕНКО.

История с поисками шведами некоей подводной лодки – процесс закономерный, предпосылки к этому давно заметны в шведском информационном пространстве. Но с другой стороны, это было и некоторой неожиданностью.

Недавно я был в Стокгольме на конгрессе соотечественников. И там наш посол Татаринцев, выступая перед собравшимися, говорил, что в Швеции сложилась такая ситуация, которую он не видел, даже начиная работать в этой стране в 1981 году, когда разгорелся известный как «Whiskey on the rocks” скандал из-за обнаруженной в шведских водах советской подводной лодки.

Тогда я был полностью согласен с тем, что нашим дипломатам приходится тяжело. Но они, думаю, не ожидали, что эта старая история с подлодкой получит новое наполнение, что кто-то захочет сделать своеобразный «сиквел» событий тридцатилетней давности.

Замечу, что, помимо инцидента 1981 г. в Карлскруне, в истории Швеции было немало эпизодов, которые шведы трактуют как появление таинственных – предположительно, советских – подлодок у своих берегов.

Все эти события начинаются во время «холодной войны» – первая зарегистрированная подводная лодка – это июль 1955 г. Далее следуют – 1962, 1969, 1974, 1976 гг. Кто-то видел перископы возле Готланда, возле северного побережья. Но никакого результата не было. И уже в начале 80-х гг. произошел знаменитый скандал с лодкой U 137 (С 363, по натовской классификации – Whiskey), которая была случайно обнаружена в карлскрунских шхерах.

А потом, в 1982 году, шел поиск подлодки в стокгольмских шхерах. В течение 13 дней! Эти события очень напоминают происходящее сейчас.

Далее были другие эпизоды – до 1990 года. Потом затихло. И до последнего времени было еще два эпизода в 2011 г.: кто-что что-то увидел и сфотографировал. СМИ растиражировали эти фотографии, была проведена проверка, но никаких доказательств не нашли.

Когда началась военная операция в стокгольмских шхерах, сразу вспомнились кадры хроники 1987 года: вертолеты сбрасывали глубинные бомбы, корабли плавали туда-сюда, а бедные шведские рыбаки рассказывали потом журналистам, что это был «настоящий ад». Все это происходило во времена, когда шла «холодная война» и существовала «русская угроза», Была создана специальная комиссия, членом которой был небезызвестный Карл Бильдт, бывший премьер-министр и глава МИД. Комиссия закончила работу в 1990-е гг. и было признано, что все эти эпизоды не имеют отношения к СССР – в равной степени это могли быть и американские подлодки и субмарины других стран.

Страшилка «холодной войны» о советских перископах у берегов «беззащитной Швеции» была опровергнута. И то, что сейчас вновь поднимается на щит «русская угроза», концепция rysskräck, свидетельствует о возвращении мышления «холодной войны» к шведским элитам.

– Нынешняя «подводная охота» в Швеции – кому это выгодно?

  • В первую очередь, можно упомянуть нового министра обороны – им стал социал-демократ, журналист по образованию Петер Хультквист. Будучи депутатом риксдага, он возглавлял комитет по обороне. Он неоднократно выступал в стиле «русские идут» и не раз высказывался в пользу присоединения Швеции к силам быстрого реагирования НАТО. И на мой взгляд, вся эта кампания – пиар-акция в поддержку его милитаристских устремлений.

Показательно, что два противоборствующих в Швеции блока – правоцентристский и левоцентристский – слились в экстазе антироссийской кампании. Понятно, что существует и лобби, которое выступает если не за присоединение Швеции к НАТО, то за более тесное сотрудничество. Есть и оружейное лобби. Можно вспомнить историю судоверфей в Карлскруне, которые должны были обанкротиться, но их выкупило государство – после того, как главным рупором ястребов, газетой «Свенска Дагбладет» было озвучено существование «русской угрозы»: комплексы «Искандер» в Калининграде, самолеты подлетают к границам Швеции и т. д. Понятно, что и военные хотят получать финансирование.

С другой стороны, есть ощущение, что в ситуации вокруг поисков подлодки понемногу происходит спад. Но поиски могут длиться достаточно долго – сколько захотят шведские военные, устроившие этот перформанс или учения, приближенные к боевым условиям.

Андрей Яшлавский, Московский Комсомолец