У Путина с Китаем «всё серьезно»: пока падал рубль, ВВП укрепил юань

В отличие от Белого дома, пригрозившего, что во время визита американского президента Пекин ждет серьезный «разбор полетов», ВВП пришел в гости к Си с открытым сердцем, новым газовым проектом и ценным подарком в виде последней разработки йотафона. На что китаец по-восточному высокопарно ответил, что вечнозеленое дерево дружбы по осени принесло плоды.

Барак Обама, пропустивший два предыдущих саммита АТЭС во Владивостоке и на Бали, на этот раз решил одним визитом убить сразу двух зайцев. Во-первых, продемонстрировать партнерам, что США не намерены отказываться от лидерства в Тихоокеанском регионе. А во-вторых, выяснить отношения с Китаем, который не только покушается на это лидерство, но и небезуспешно, судя по нервной реакции Белого дома, занимается кибершпионажем в базах американских компаний, государственных и военных ведомств. Государственная китайская газета Global Times перед визитом Обамы написала, что «общество устало от его банальности» и «пустой риторики». С учетом накопившихся взаимных претензий китайско-американский диалог вряд ли получится простым, поэтому Владимир Путин решил заранее подбодрить «друга Си».

Хотя самолет ВВП приземлился в пекинском аэропорту Шоуду рано утром в воскресенье, переговоры начались только ближе к ужину, который руководство Поднебесной решило дать в честь российской делегации. Если учесть, что встреча с Си уже пятая в этом году, неудивительно, что президенты общались без церемоний, как добрые друзья. Впрочем, китаец не удержался от метафоры, которая привела в смятение переводчиков. «Мы бережно ухаживали за вечнозеленым деревом дружбы российско-китайских отношений, — сказал он. — Сейчас в Пекине осень — время собирать урожай». Урожай оказался богатым — пакет почти из двух десятков документов и новенький йотафон-2, в который кремлевские умельцы загрузили символику России и АТЭС. Кстати, раскритиковавшая Обаму Global Times о дружбе России и Китая написала совсем в другой тональности. «Это не геополитическая интрижка на одну ночь, у Дракона и Медведя все серьезно», — утверждает газета.

В Пекин российская делегация привезла новые предложения в энергетической сфере. Как пояснил журналистам председатель «Газпрома» Алексей Миллер, так называемый западный маршрут предусматривает поставку топлива из уже разработанных месторождений Ямала через Алтай в северо-западные провинции Китая. Его создание обойдется в $10 млрд против $55 млрд за «Силу Сибири». Новые договоренности важны Кремлю, рассчитывающему продемонстрировать Европе, что рынок сбыта для невостребованного ею по политическим мотивам топлива в любом случае найдется, и выгодны «Газпрому», но не слишком интересны самим китайцам, поскольку их заводы и фабрики сосредоточены в другой части страны. Тем не менее в воскресенье министры энергетики двух стран подписали меморандум о поставках газа по западному маршруту.

Г-н Миллер объявил, что этот проект может быть реализован в те же сроки, что и «Сила Сибири», и предусматривает поставки в объеме 30 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 60 и даже 100 млрд кубов. Однако другие члены делегации были более осторожны в своих оценках. «Ничего, кроме проявления дружеских чувств, подписанный документ в себе не несет, — утверждает один из чиновников. — Никакого инвестиционного решения пока не принято, параметры проекта не утверждены». По словам министра энергетики РФ Александра Новака, более детально вопрос будет обсуждаться на уровне «Газпрома» и китайской CNPC. Как показывает практика, эти переговоры могут продлиться еще несколько лет и закончиться с непредсказуемым итогом.

Более конкретное соглашение с китайской компанией PowerChina заключила отечественная «Русгидро». Речь идет об участии китайцев в строительстве ГАЭС в Ленинградской области на реке Шапше. Ориентировочная стоимость проекта составляет 138 млрд рублей. Около 70–75% необходимых средств компании собираются привлекать через механизм проектного финансирования, преимущественно у российских и китайских финансовых институтов. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков рассказал, что за закрытыми дверями Путин и Си обсудили возможность расчета в юанях, что, по мнению Кремля, будет способствовать его укреплению как региональной валюты.

Впрочем, журналистов больше интересовала не «крепость» юаня, а обесценивание родного «деревянного». Путин и Песков об этом по-прежнему ничего не сказали, а пойманный в коридоре госрезиденции министр экономического развития Алексей Улюкаев в очередной раз высказал мнение, что рубль сейчас «перепродан и неестественно слаб». Тем не менее он отказался делать какие-либо прогнозы по поводу курса на ближайшую перспективу, признав, что это бессмысленное гадание. «Курс будет верный, рыночный», — обнадежил министр, отметив, что некоторым субъектам экономической деятельности слабый рубль даже выгоден.

Елена Егорова, Московский Комсомолец