Турция может провести отдельно референдумы по принятию новой Конституции и переходу к президентской форме правления, об этом сообщил журналистам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время интервью на борту президентского самолета, направляясь с официальным визитом в Туркменистан.
Выступая перед группой журналистов на борту самолета, Эрдоган заявил, что президентская или полупрезидентская система правления способствовала бы быстрому принятию важных решений. «Во-вторых, важным является то, что мы избавимся от системы «двухголового правления», – продолжил он.
«Если оппозиция хочет вынести этот вопрос на всенародное обсуждение, они могут это сделать. Я верю, что большая часть граждан скажут "да" новой Конституции», – сказал президент.
Во время интервью Эрдоган опроверг утверждения о том, что существуют проблемы в отношениях между ним и нынешним премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу. «Почему у меня должны быть проблемы с тем [Давутоглу], кто был советником в моей партии, затем стал министром иностранных дел, а теперь является назначенным мною премьер-министром?» – спросил он.
Высказывания Эрдогана прозвучали после того, как Давутоглу прохладно отнесся к намерениям президента, заявив, что изменения в политической системе Турции не являются приоритетом.
«Не следует рассматривать это как точку расхождения, беспрерывно говоря [об этом]. Это не является главным пунктом повестки дня в Турции», – сообщил Давутоглу журналистам во время интервью на борту самолета, возвращаясь из Азербайджана в Турцию в начале декабря.
Заявления Давутоглу последовали за появившимися в тот же день в СМИ комментариями Эрдогана, касавшимися перехода на президентскую систему правления. К своему высказыванию, которое, по сути, дискредитировало идею наделить турецкого президента полномочиями исполнительной власти, Давутоглу, по имеющимся сведениям, также добавил: «Мы должны обсудить этот вопрос с парламентской оппозицией».
В ходе беседы с журналистами, состоявшейся на борту президентского самолета по пути из Катара, Эрдоган сказал, что в Турции должно быть введено «партийное президентство» наподобие того, что существует во Франции. Надо сказать, в настоящее время турецкая Конституция не позволяет президенту быть партийной фигурой, и любая связь президента с политической партией должна быть прекращена после его вступления в должность.
Эрдоган является самым верным сторонником формирования президентской системы правления «в турецком стиле». По его мнению, устранение «двухголового управления» государством проложит путь более эффективной системе принятия решений и будет способствовать развитию страны.
Для того чтобы напрямую внести изменения в Конституцию Турции, Партии справедливости и развития (ПСР) будет нужна поддержка 367 из 550 депутатов. При этом для того, чтобы внести предложение о проведении всенародного референдума по данному вопросу, ПСР понадобится поддержка всего 330 депутатов. В августе Эрдоган заявил, что форма правления Турции «де-факто» уже трансформировалась в президентскую систему. В связи с этим он призвал к введению конституционных изменений, легализующих «завершение» этого перехода. «Вы можете принимать это или нет, но государственная система Турции в этом отношении де-факто изменилась. И сейчас нужно завершить формирование правовой базы для этой фактически свершившейся ситуации, приняв новую Конституцию», – сказал Эрдоган во время выступления в родном городе Ризе. «Мы хотим поднять нашу страну до уровня современных цивилизаций… Нужен иной подход к этому [процессу]. Поэтому нам нужно избавиться от этой дилеммы [двухголового правления]», – заявил президент.
К настоящему времени Турция уже имеет 140-летний конституционный опыт. Первая Конституция, известная в Турции как Kanûn-u Esâsîс, была принята в Османской империи в 1876 году. При этом парламентская система правления была основной характеристикой всех принятых позднее конституций.
За шестьдесят с лишним лет существования многопартийной политической системы в Турции произошло четыре военных переворота, один из которых закончился казнью премьер-министра Али Аднана Мендереса. Несмотря на это, Турция никогда не предпринимала шагов, чтобы изменить систему правления на президентскую.
Эрдоган не раз подчеркивал превосходство президентской системы и говорил, что хочет изменить парламентскую форму правления на «сильную» президентскую.
Утверждая, что в большинстве развитых стран существует президентская система правления (хотя на самом деле это далеко не так), в январе Эрдоган заявил: «Это доказывает, что такая [президентская]система дает [лучшие] результаты. Учитывая это, почему мы должны продолжать носить на ногах кандалы [придерживаясь парламентской формы правления]?»