Чаяния Америки о «другом президенте Турции»

В свежем исследовательском докладе Конгресса США есть примечательная фраза: «Если бы другой президент Турции победил на выборах 2023 года и пришел к власти, были бы возможны некоторые изменения во внутренней и внешней политике».

О возможной усиленной парламентской системе в отчёте не указано, зато целый раздел посвящён «другому президенту».

Изменения во внешней политике при другом президенте?

В преддверии выборов 2023 года наблюдатели размышляли о том, как внешняя политика нового президента (включая внутреннюю политику с четкими внешнеполитическими последствиями) может отличаться от политики Эрдогана, если победит кандидат от оппозиции. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий, у другого президента могут возникнуть трудности с изменением политики Турции по некоторым из следующих вопросов, представляющих основной интерес для безопасности: Сирия и Ирак (воинственность курдов, проблемы беженцев и влияние других стран), Греция и Кипр (споры в Эгейском море и Восточном Средиземноморье), а также Россия и Украина (конфликт и его региональные и глобальные последствия).

Однако другой президент с большей вероятностью изменит определенную текущую политику, которая может в большей степени отражать предпочтения Эрдогана или ПСР, чем широкий национальный консенсус. Такие изменения могут включать (1) предоставление большей гибкости руководителям центральных банков и другим должностным лицам в принятии решений по денежно-кредитной политике и других мерах по решению экономических проблем Турции, (2) уделение большего внимания решениям Европейского суда по правам человека и (3) сокращение поддержки Турцией суннитских исламистских группировок, таких как ХАМАС, египетские «Братья-мусульмане»* и сирийские вооруженные оппозиционные группировки.

Внешнеполитические заявления некоторых турецких оппозиционных партий предполагают, что другой президент может быть менее склонен, чем Эрдоган, говорить и делать то, что может нанести ущерб отношениям с Соединенными Штатами и европейскими странами. Таким образом, несмотря на трудности, которые могут возникнуть в связи с изменением некоторых политик (как упоминалось выше), другой президент Турции, вероятно, может быть менее склонен проводить эту политику таким образом, который может ухудшить отношения с западными государствами, например, путем проведения дополнительных закупок оружия у России или новых военных операций на севере Сирии или в районе Эгейского моря/Восточного Средиземноморья.

Однако, если новое, непроверенное турецкое правительство почувствует давление, чтобы продемонстрировать свою силу различным международным игрокам или умиротворить несколько местных избирателей в рамках коалиции, этот президент может попытаться соответствовать репутации Эрдогана в своей напористости. И наоборот, президент, столкнувшийся с отсутствием консенсуса внутри коалиции, может стать более пассивным во внешней политике.

документ

*Организация запрещена на территории РФ