Новый общенациональный опрос свидетельствует о том, что большинство жителей Турции поддерживают членство в НАТО и продолжение давно затянувшейся попытки страны вступить в Европейский союз.
Однако при этом среди респондентов сохраняются разногласия относительно того, к какому глобальному блоку Анкаре следует присоединиться в будущем.
Опрос, проведенный 20–26 сентября исследовательской компанией Gündemar Research среди 2 тыс. 235 участников в 60 провинциях, показал, что 63% поддерживают членство в НАТО, а 22% выступают против. 60% выступают за процесс вступления Турции в ЕС, в то время как 25% желают его прекращения. Турция вступила в НАТО в 1952 году после его создания в 1949 году, но кандидатура страны на вступление в ЕС была заморожена на долгие годы из-за опасений по поводу отката от демократических принципов.
Европейский парламент в мае подавляющим большинством проголосовал за приостановление переговоров о вступлении, подчеркнув, что стратегическое значение Турции не перевешивает опасения по поводу верховенства закона и демократических стандартов.
На вопрос о том, какой блок Турции следует считать приоритетным, ни один из вариантов не получил поддержки большинства: 24% высказались за более тесные связи с тюркскими государствами, 23% — за независимый внешнеполитический курс, 18% — за союз с Россией и Китаем, а 17% — за Запад, включая ЕС и США.
Исследование также выявило недовольство положением Турции в международных институтах: 56% респондентов убеждены, что её роль в таких организациях, как ООН, НАТО и ЕС, не на должном уровне.
Что касается войны в секторе Газа, респонденты выразили подавляющее сочувствие палестинцам: 83% сказали, что поддерживают Палестину, и лишь 6% — Израиль. Почти девять из десяти опрошенных заявили, что военная кампания Израиля в секторе Газа с октября 2023 года не оправдана.
По данным Министерства здравоохранения Газы, с момента начала Израилем наступления после атаки ХАМАС 7 октября 2023 года, в результате которой погибли 1 тыс. 206 человек и около 250 были взяты в заложники, погибло более 66 тыс. палестинцев и более 168 тыс. получили ранения.
Мнения о нападении ХАМАС разделились: 44% опрошенных назвали его оправданным, а 32% не согласились. Респонденты также раскритиковали реакцию Анкары на конфликт: 42% назвали её неэффективной, и только 23% охарактеризовали её как решительную и последовательную.
Опрос также выявил обеспокоенность общественности присутствием миллионов сирийских беженцев. 56% опрошенных высказались о необходимости депортации всех сирийцев, в то время как 25% выступают за то, чтобы остались только те, кто имеет на это право. Турция принимает у себя самую большую в мире группу сирийских беженцев, численность которой оценивалась в 3,5 млн человек. Министр внутренних дел Турции объявил, что с 2016 года более 1,24 млн человек добровольно вернулись домой.
Участники опроса также выразили скептицизм по поводу внешней политики Анкары. 52% оценили действия правительства в сфере внешней политики как неудачные, в то время как 40% сочли их успешными.
Что касается глобального статуса Турции, 32% заявили, что видят в ней региональную державу, 24% — государство среднего размера с ограниченным влиянием, а 20% — мировую державу.
На вопрос о том, какой политик лучше всего подходит для руководства внешней политикой, 37% назвали президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который значительно опередил Озгюра Озеля, лидера основной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП), с 19%. Юмит Оздаг, лидер Партии Победы, занял третье место с 7%.