Стали известны предварительные результаты международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант».
И хотя проверка закончилась далеко не во во всех городах, уже понятно, что диктант-2014 стал рекордсменом. В первую очередь, по количеству участников: в России их набралось более 58 тысяч человек, а за рубежом - 5,8 тысячи. Всего около 64 тысяч, что в два раза больше, чем в предыдущем году. А еще в 2014 году стало вдвое больше отличников.
Самым северным населенным пунктом, в котором написали Тотальный диктант, стал поселок Диксон на Таймыре (Россия), самым южным – внутриконтинентальная антарктическая научная станция «Восток». Также к акции подключился член экипажа МКС, лётчик-космонавт Олег Артемьев, и сотрудники Российской антарктической экспедиции (РАЭ) на всех пяти российских научных станциях: «Мирный», «Восток», «Беллинсгаузен», «Прогресс» и «Новолазаревская».
Интернет-аудитория «Тотального диктанта» в этом году выросла в 3 раза. Более 6 500 человек написали диктант в режиме онлайн.
Около 2000 человек написали диктант на «отлично» (в 2013 году - 400). Вошел в это число «пятерочников» и ведущий метеоролог антарктической станции «Беллинсгаузен» Станислав Ивашкевич, а вот результаты космонавта Артемьева сообщить постеснялись. Однако, организаторы «Тотального диктанта» не связывают количество пятерок лишь с возросшим числом участников. Руководитель проекта Ольга Ребковец считает, что помогли повысить грамотность в том числе курсы русского языка «Русский по пятницам», проходившие во всех городах-участниках.
Кстати, число двоечников организаторами никогда не оглашается. «Зачем это делать? Ведь люди приходят на проверку своих знаний добровольно, и в первую очередь для себя», - объясняют в оргкомитете.
Однако самые распространенные ошибки пишущих все же стали известны. Чаще всего неправильно были написаны слова: «гармошка», «перрон», «семафор», «палисадник» и «расхристанный». «Эти ошибки связаны не столько с незнанием правил русского языка, сколько с реалиями, в которых они употребляются. объясняет ситуацию Наталья Кошкарёва, председатель экспертной комиссии Тотального диктанта. - Например, сейчас немного изменилась культура и формат путешествий, и если слово «семафор» постепенно уходит из речи, то и из письма тоже».
Известный филолог, профессор, доктор наук, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ Максим Анисимович Кронгауз сам диктант не писа, а только диктовал. «Мне показалось, что диктант был не очень сложным, - говорит Кронгауз. - Обычная такая, средняя работа для старшеклассника. Скорее всего, у пишущий могли возникнуть сложности с пунктуацией. И то, во многих местах расстановка запятых носила скорее вариативный характер (то есть, их можно было ставить, а можно и нет)»