В конце прошлого года рынок труда в России рухнул. Только за декабрь количество официальных безработных, которые зарегистрированы в службах занятости, выросло на 10%, достигнув 885,6 тыс. человек.
Реальная же безработица, по оценкам экспертов, в ноябре-декабре увеличилась как минимум вдвое. Мы подробно проанализировали сложившуюся ситуацию.
Теперь люди на поиск новой работы в среднем тратят на 50% времени больше, чем до кризиса. Выпускники без опыта работы — еще больше. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на Всемирном экономическом форуме в Давосе предупредил, что нужно готовиться к масштабной безработице. Однако в Минтруда продолжают сохранять олимпийское спокойствие. Глава ведомства Максим Топилин заявил, что серьезных изменений на рынке труда нет, а небольшой прирост безработицы в январе объясняется временем года. Дескать, зимой всегда меньше работы. Так чей же прогноз вернее: Шувалова или Топилина?
Строительная отрасль пострадает больше всех
Выступая на прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе, первый вице-премьер Игорь Шувалов посоветовал россиянам готовиться к безработице. «Люди будут выходить на рынок как безработные, и их нужно адаптировать к новым условиям», — заявил он. Чиновник не привел каких-либо прогнозов на 2015 год ни по росту безработицы, ни по количеству банкротств предприятий и предполагаемых в связи с этим сокращений рабочих мест.
Бывший министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин там же, в Швейцарии, предположил, что безработица затронет отрасли, работающие на внутреннего потребителя, но больнее всего ударит по строительству.
При этом правительство подготовило пакет антикризисных мер, который политкорректно назвали «Планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Стоимость «плана» равна почти 1,4 трлн рублей. Деньги дадут на докапитализацию и санацию банков (до 550 млрд рублей), агропрому (до 50 млрд), на программу импортозамещения в промышленности (до 20 млрд), Минздраву на закупку лекарств (до 16 млрд). А вот как и какими средствами поддержат рынок труда — не ясно. Есть надежда, что на этой неделе документ все-таки обнародуют.
В Минтруда, куда «МК» обратился с запросами, от комментариев воздержались, ограничившись справкой о состоянии рынка труда на конец прошлого года.
Если вспомнить 2009 год, то тогдашняя антикризисная программа правительства включала стандартный набор мер: организация общественных работ в регионах, стимулирование внутренней миграции, переобучение, предоставление субсидий на открытие собственного дела и т.д.
С большой долей вероятности можно говорить, что что-нибудь подобное придумают и на этот раз. Хотя и различия наверняка будут. Глава Минтруда Максим Топилин уверен, что нынешний кризис сильно отличается от ситуации шестилетней давности. Тогда наблюдались снижение спроса и производства. Однако все быстро восстановилось. И работников, как правило, старались сохранить. Сейчас рост издержек является долгосрочным фактором, и предприятиям придется реагировать сокращением расходов, в том числе за счет рабочей силы.
По информации, предоставленной одним из частных кадровых агентств, правительство намерено выделить регионам 50 млрд рублей субсидий для обеспечения временной занятости гражданам, которые уже лишились работы или находятся под риском увольнения. Как и раньше, средства будут предоставлять только при наличии соответствующей региональной антикризисной программы. Поэтому губернаторам стоит поторопиться. Даже если начать работу по подготовке всех необходимых документов сегодня, деньги будут получены в лучшем случае ближе к лету.
Плохие времена
Плохие времена для нашего рынка труда России начались еще в конце прошлого года. Однако эксперты предупреждают, что рынок труда довольно инерционен: он последний входит в кризис, но и последним выходит из него.
Последние данные о состоянии рынка труда размещены на сайте Росстата. В ноябре 2014 года численность экономически активного населения в стране составила 75,5 млн человек, из них 71,6 млн заняты в экономике и 3,9 млн безработные. То есть уровень общей безработицы достиг 5,2%. Напомним, в 2009 году пик безработицы достигал до 10% экономически активного населения страны (7,5 млн человек).
Но число официально зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных на 31 декабря 2014 года равнялось 885,6 тыс. человек. Рост в декабре — 10%, а с ноябрем — почти 14%!
Заявленная работодателями потребность в работниках (федеральный банк вакансий. — «МК») на конец года составила 1,4 млн единиц. Коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение безработных к количеству рабочих мест в банке вакансий) равен 0,7.
«На основании мониторинга ситуации наблюдается снижение количества вакансий, подаваемых работодателями в центры занятости, с 2 миллионов в сентябре до 1,4 на конец 2014 года, — заявил «МК» заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Максим Паршин. — При этом растет количество безработных. Однако мы полагаем, что эти изменения носят скорее сезонный характер, на конец 2013 года как количество вакансий, так и число безработных было примерно таким же. Таким образом, в настоящий момент формально, по статистике, мы не фиксируем значимого увеличения напряженности на рынке труда. Здесь важно наполнение общероссийской базы вакансий и совершенствование портала «Работа в России», новую версию которого мы планируем запустить в апреле».
«Тревожная стабильность»
Чтобы понять основные тенденции, которые ожидает рынок труда в этом году, «МК» обратился в крупнейшие частные кадровые агентства страны. Президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров охарактеризовал ситуацию как «тревожно-стабильную». Это выражается в относительно невысокой активности соискателей и работодателей и стабильном на протяжении всего года соотношении предложения (вакансий) и спроса (резюме). В среднем оно равно примерно 1 к 4.
Конкуренция между соискателями по сферам занятости выглядит следующим образом. Наибольшая (не менее семи резюме на вакансию): административно-хозяйственная работа, секретариат, СМИ, издательства, юриспруденция. Наименьшая (не более двух резюме на вакансию): медицина и фармацевтика, страхование.
Как утверждает Алексей Захаров, к концу четвертого квартала зарплатные предложения работодателей для новых сотрудников несколько выросли. Так компании отреагировали на уменьшение готовности ценных специалистов менять место работы на фоне негативных прогнозов. Годовой прирост стартовых зарплат (декабрь 2014-го к декабрю 2013-го) составил 4%. В то же время экономическая ситуация вынуждает работодателей более сдержанно относиться к индексации зарплат. 63% компаний не планируют повышать фонд оплаты труда в ближайшем будущем. Более осторожно, чем в прошлом году, работодатели подходят к премиальным выплатам, делая ставку на выборочные поощрения.
«Решающими месяцами для понимания дальнейшего развития событий станут февраль и март 2015 года, — считает Захаров. — В любом случае время поиска новой работы в среднем увеличится на 50%, для выпускников без опыта работы — в два раза.
Наибольшие проблемы испытают выпускники гуманитарных факультетов. Стабильный, а в ряде случаев и растущий спрос будет зафиксирован на квалифицированных рабочих и инженеров, специалистов сферы ИТ, менеджеров по продажам, бизнес-аналитиков, менеджеров с опытом антикризисного управления. К наиболее уязвимым относятся банковский сектор, сфера строительства и услуг, рекламный и туристический бизнес. Самыми востребованными являются сотрудники, которые смогут совмещать несколько смежных направлений».
«Если осенью эксперты высказывали лишь озабоченности, то ближе к Новому году мы начали фиксировать первые признаки кризиса, — говорит руководитель направления по связям с общественностью Job.ru Анна Чуксеева. — Темпы роста вакансий во многих отраслях замедлились, а количество резюме стало активно увеличиваться с октября.
В сравнении с 2008–2009 годами нынешняя ситуация осложняется множеством факторов вроде массовой санации банков, падением рубля, введением санкций. Все это, естественно, отражается на сотрудниках. Практически все компании оптимизируют и пересматривают ресурсы. Сначала под статьи оптимизаций попали корпоративы, работа с внешними провайдерами, консалтинговые проекты. При этом предприятия значительно сократили горизонт планирования в подборе и набирают персонал в основном в рамках текучки».
Анна Чуксеева солидарна с другими представителями отрасли, которые полагают, что наиболее уязвимыми, как и в 2008 году, будут сферы маркетинга, пиара, консалтинга, рекрутмента, недвижимости. На одну позицию, по данным портала, в сегменте HR сейчас претендует 6,9 человек, на пиар-менеджера — 9,2, на маркетолога — 5,6. В прошлом году на рынок вышло огромное число банковских сотрудников, потерявших работу из-за закрытия банков, поэтому конкурс на должность операциониста за последние полгода вырос с 3,4 до 5,2 человек на место. В зоне риска ритейл, который завязан на зарубежных партнерах. Вообще, в продажах высокая конкуренция: 8–9 человек на место.
«При этом конкурс по специальности «инженер» едва превышает 3 человека на место, а на позицию рабочего — 0,8–1. В целом в кризис наиболее выигрышны две категории: либо «универсальные солдаты», которые могут заменить нескольких специалистов, либо узкоспециализированные профи», — подытожила Анна Чуксеева.
Руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа рисует гораздо более апокалиптический сценарий. «Рост официальной безработицы в ноябре был 3,1%, в декабре — за 10%, — сообщил Кипа. — А латентная безработица в разы выше. Уже заявили о начале сокращений крупнейшие российские компании: например, «Газпром».
В общей сложности число попавших под увольнения перевалит за миллион. Не будем забывать, что в этом году существенно ужесточены правила въезда и работы в России иностранцев. Введение платного патента (для граждан не стран Евразийского экономического союза. — «МК») выведет «из тени» до двух миллионов трудовых мигрантов. Несомненно, они добавят напряжения. Я уже не говорю про малый и средний бизнес. Например, в 2015 году закроется много ресторанов»...
На нашем сайте мы провели опрос на тему «Боитесь ли вы потерять работу в кризис?». В нем приняли участие 6 000 человек. Вот результаты:
Да. Мне будет сложно устроиться на новое место - 38.78%
Да. Найду другую, но это будет для меня стрессом - 13.37%
Нет. Я и так не работаю - 27.41%
Нет. Увольнение мне не грозит - 14.67%
Нет. Эта работа надоела - 5.76%