Ценовой «лед» тронулся! Точнее говоря, «сковался». Крупная продуктовая сеть – дискаунтер объявила о заморозке цен в своих магазинах на гречку, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, муку, пельмени и замороженную рыбу сроком на три месяца.
Кроме того, компания обязалась сохранить минимальную торговую наценку от 0 до 15% на сахар, соль, яйца. А на днях другой крупный ретейлер принял решение зафиксировать цены на молоко, хлеб, крупы, макароны во всех 46 регионах своего присутствия на два месяца.
Похоже, под прессингом многочисленных проверок антимонопольщиков и Генпрокуратуры производители и торговые сети немного поумерили свои аппетиты. Об этом свидетельствует и статистика, которую привела для «МК» начальник Управления контроля АПК ФАС России Анна Мирочиненко.
Число жалоб на «горячую линию» ведомства на прошлой неделе уменьшилось с тысячи (2 недели ранее) до 645. Этот показатель снизился у овощей-фруктов с 268 до 180. Мясо, включая птицу, также упало — до 27 против 57. Число жалоб на гречку и хлеб с 67 сократилось до 26 и 37 соответственно. Снижается недовольство ценами на сахар — 78 (ранее 171) и яйца — 48 (против 74). По-прежнему продолжает расти количество обращений в связи с дорожающей «молочкой», включая сыры, — 150, а было 133.
Тем не менее ведомство выявляет все новые нарушения. По сообщению Самарского УФАС, с середины декабря 2014 года оптовики в регионе снизили цену на гречку на 8,9%, тогда как торговые сети повысили ее на 15,2%. По подозрению в ценовом сговоре было возбуждено дело в отношении трех ретейлеров.
УФАС по Алтайскому краю раскрыло сговор между четырьмя закупщиками сырого молока из Алейского района. Еще летом прошлого года предприниматели договорились скупать молоко из местных сел по низкой цене. Возбуждено дело с последующим наложением штрафа. Это уже шестой район на Алтае, где установлен факт подобного нарушения. ФАС продолжает держать цены под контролем.
Однако покой нам только снится. Тревожные сводки поступают из Росстата. Инфляция первой декады февраля в годовом выражении достигла 15,6%, побив январский рекорд в 15%.
Дайте водицы вдоволь напиться!
Стабилизация цен на продовольствие — хорошая новость, но еду еще надо чем-то запить. Не только же одной водкой, которая на прошлой неделе подешевела до 185 рублей за 0,5 л. «МК» заметил, что за последнее время самая дешевая питьевая вода с газом и без оного (1,5 л) прибавила 7 рублей. А по сравнению с прошлым годом подорожала вдвое. Теперь она стоит почти 20. Веские на то причины, конечно же, найдутся: удорожание оборудования для бурения скважин, упаковки, логистики или даже рост мировых цен на питьевую воду.
Так или иначе, бутилированная вода стала дороже. А ведь от того, что мы пьем, зависит наше здоровье и долголетие. Как известно, человек на 80% состоит из воды. Так что речь идет о подорожании продукта первой и жизненной необходимости.
Престижная французская вода для богатых (1,5 л) сейчас стоит 104,90, а 0,33 л — 47,90. Вода из одноименного села в Карачаево-Черкесии (5 л) — 112,50 рубля, а 1,5 литра — 53,50. Лечебная минералка (1,8 л), которой раньше бесплатно поили в советских здравницах Кисловодска и Пятигорска, стоит почти 80 рублей.
Детская вода, обогащенная необходимыми микроэлементами, подорожала пропорционально значимости бренда. Та, что недавно была по 84 рубля (5 л), теперь стоит 105,90, а 1,5 литра обойдется в 41,90.
Средний ценовой сегмент обычной питьевой воды (5 л) — в рамках 65–80 рублей, а газированной минеральной (1,5 л) — 30–40. Бедным остается только собственная торговая марка (СТМ), но выбор есть: 5 литров по 26,90, 37,90 или 49,90 руб.
Уловки ретейлеров
В прошлом году все было ясно и понятно. В «экономе» всегда дешево, а в гипермаркете еще и выбор больше. Но кризис смешал все форматы. Теперь в каждом магазине присутствуют одновременно продукты по низкой, средней и заоблачной цене.
Дешевое продовольствие (как правило, из социально значимой корзины) служит своего рода «наживкой» для большинства покупателей. Продается оно с минимальной маржей, а то и вовсе без нее. Зато именно здесь оборот достигает максимума. Финансовое равновесие ретейлер обеспечивает себе за счет присутствия в ассортименте товара по завышенным ценам. Покупают мало, зато дороговизна «отжимает» затраты.
Особые надежды торговые сети связывают с праздниками, которыми богат февраль. Вот уж когда разворачивается настоящая битва за покупателя. Ретейлеры — прекрасные психологи. Они понимают, что в кризисные будни народ экономит, а в праздники может себя побаловать лишними тратами. Тогда в ход идут скидки, акции и демпинговые цены, ведь позволить себе заморозку цен на несколько месяцев может далеко не каждый ретейлер.
Уже сейчас магазины предлагают широкий ассортимент продуктов к Масленице: молоко, яйца, муку, дрожжи, масло, сметану, мед, икру, красную рыбу, готовые блинчики. И, конечно же, с существенной скидкой — до 40%. А некоторые винные супермаркеты даже изменили свой привычный график 23 февраля и готовы ради мужчин в этот день работать допоздна.
Если раньше ретейлеры (от мелкого до крупного) были избалованы растущим спросом, то теперь им приходится внимательно отслеживать наши предпочтения и оперативно подстраиваться под их изменения. Чтобы цены не отпугивали покупателей, все чаще они указываются за 100 г продукта. Мало кто осмелится сейчас написать на ценнике: «Алтайский сыр «Советский» — 789 руб. за 1 кг». А вот 78,90 за 100 г — более благозвучно.
Все популярнее становятся мелкие расфасовки. Например, 6 яиц по 50,50, то есть 84 рубля за десяток. 600 г огурцов-«сорванцов» на подложке по 135,90 (226,50 за 1 кг), 300 г корнишонов — 89,90 (почти 300 руб. за 1 кг).
Нас уже не так сильно возмущают цены на помидоры в 200–250 рублей за 1 кг, так как и это еще не предел. Томаты из подмосковных теплиц стоят 280–300 рублей за 1 кг. Азербайджанские — около 500, а розовые — 590. Помидорный «коктейль-эксклюзив» из Марокко продается по 278 рублей за 400 г, то есть почти 700 рублей за 1 кг. Проходя мимо прилавка, можно себя успокоить тем, что сейчас не сезон и витаминов в таких овощах мало.
P.S. Итак, вода подорожала, зато воздух пока бесплатный. Надо бы сейчас им вдоволь надышаться, а то еще налог и на него введут. Был же прецедент. Достаточно вспомнить «Чиполлино» Джанни Родари.