И все-таки мы рано или поздно освоим технологию телепортации. Может, уже к 2035 году, а может и раньше.
«Природа нам этого не запрещает», - так отозвался о планах развития программы «Национальной технологической инициативы», разработанной АСИ, руководитель Российского квантового центра Руслан ЮНУСОВ. О том, как фантастика будет входить в жизнь россиян - в материале «МК».
Программа НТИ поделена на две части. Первая, на которую необходимо 10 млрд. рублей, охватывает период от 2018 до 2025 года, куда вошли разработка сети защиты от киберугроз гражданского населения, отечественной интеллектуальной системы управления городским хозяйством, беспилотного автотранспорта. Вторая переносит нас в более далекое будущее, с 2025 по 2035 годы, когда некоторые из нас в буквальном смысле обретут компьютерные черты. То есть обзаведутся микро-чипами в мозге для общения со сложными электронными системами силой мысли, а термин «телепортация» уже не будет вызывать абсолютно никакого ажиотажа, поскольку станет обыденностью.
Итак, кто нам угрожает и посредством чего ученые хотят обезопасить нас от гипотетических злодеев?
- Классическая связь — это оптоволокно, по которому передаются импульсы. В каждом импульсе миллиарды фотонов, - поясняет Юнусов. - Злоумышленник может вторгнуться в эту линию, отщипнуть условно блок фотонов и прочитать переданную вами информацию. Абонент на другом конце провода, которому предназначалась информация, даже не узнает об этом взломе. Мы предлагаем альтернативное решение - линии квантовой коммуникации. Информацию, которая перетекает из точки А в точку В, перехватить никто не сможет, потому что в момент взлома она сразу исчезнет. Причем, гарантия здесь обеспечивается не возможностями математического шифрования, а физическим законом: мы не можем взять одну элементарную частицу (квант) и незаметно считать ее состояние. На этом базируется принцип квантовой криптографии. На днях впервые мы запустили первую 30-километровую ветку такой связи между двумя отделениями одного банка.
Будет ли пользоваться такими системами то самое гражданское население, упомянутое в программе? Специалисты не сомневаются в этом. Ведь что сейчас в наибольшей цене? Информация. Неважно о чем — о котировках на бирже или о состоянии здоровья дорогой тетушки. А потому защита ценных данных будет со временем востребована на всех уровнях общества.
Руслан, не могу не спросить вас о пресловутой телепортации, о которой упоминается в программе в разделе «после 2025 года».
Речь здесь идет конечно же не о физической телепортации, как ее представляет себе большинство: кто-то зашел в кабинку в Москве, а вышел в Нью-Йорке - а о квантовой телепортации. Объясню на уровне одного атома. Если мы хотим телепортировать один атом, нам не нужно перемещать его в пространстве, - достаточно считать с него все его характеристики и просто передать их другому атому.
Почему это называется телепортация, а не просто передача информации?
Потому что в квантовой физике мы не можем считывать информацию не изменяя, не повреждая объект. Иными словами, считав информацию с первого атома, мы его сразу уничтожаем. Точнее не его самого, а его состояние, чтобы не клонировать одинаковые атомы.
Как происходит процесс записи?
Посредством фотона. Именно он переносит состояние атома из точки А на другой атом, находящийся в точке В. Получается как в представляемой нами телепортации : взяли что-то, оно исчезло, а потом появилось в другой точке.
Если бы взяли человека и считали квантовую информацию со всех его атомов на фотоны, потом эти фотоны отправили в точку В, воссоздав в точности всю информацию, то мы получили бы ту самую телепортацию, которую видели в фильмах. Но это конечно колоссальная задача, она и в 2065 году не осуществиться. Пока мы можем использовать эти методы внутри квантового компьютера или усовершенствования систем квантовой связи.
Планируется, что в течение 5-10 лет мы разработаем квантовые повторители. Их можно будет поставить на каждом сотом километре и они будут помогать передавать информацию дальше, как бы телепортируя ее. Это и будет конкретное применении квантовой телепортации в народном хозяйстве.